Встречу мировых лидеров в рамках участия на мероприятиях, посвященных 100-летию окончания Первой Мировой Войны, которые прошли в Париже, идею о создании единой армии ЕС и решение Норвегии закрыть свое посольство в Азербайджане Novayaepoxa.Com обсудил с российским экспертом, руководителем сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», кандидатом политических наук Артуром Сулеймановым.
— Макрон заявил, что для сдерживания России нужно создать европейскую армию, которая не будет зависеть от США, чего приветствовал Путин. Ход президента России рассчитан на сокрушение доверия между США и Европой?
— 11 ноября 2018 года в Париже прошёл саммит, приуроченный к столетию подписания Компьенского соглашения. Помимо официальных церемоний, имеющих несомненное значение для международного сообщества и сохранения мира, повестка была заметна шире и включала в себя ещё два интересных момента: реакция Д. Трампа на высказывания французского лидера Э. Макрона о независимой европейской армии и возможные переговоры между В. Путиным и Д. Трампом. Оба этих вопроса по своей значимости предвещали серьёзные изменения в современном полицентричном мире.
Накануне парижской встречи Д. Трамп уже заочно объявил о своём отношении к созданию универсальной европейской армии и обратил внимание своего французского коллеги на долгах Европы по взносам НАТО. Поэтому на самом саммите оба лидера попытались «снизить напряжение», демонстрируя всем непоколебимость дружественных отношений между США и Францией: Д. Трамп уже не был так категоричен как раньше, а Э. Макрон же в свою очередь призвал своих европейских союзников более активно поддерживать Североатлантический альянс.
Полагаю, что в данной ситуации имеется, как минимум, несколько подтекстов.
Во-первых, не для кого уже не секрет, что американо-европейские отношения требуют политической реставрации и пересмотра в сторону полицентричности. Эти отношения уже давно перестали быть союзническими и взаимовыгодными. Европейская армия для США – это вызов их геополитической гегемонии в мире, поэтому трудно представить, что Д. Трамп так легко отпустит эту ситуацию и даст осуществиться планам европейских стран.
Во-вторых, на сегодняшний момент кризис Европейского Союза переходит в новую стадию – межрегиональную конкуренцию и борьбу за лидерство в регионе. Финансовые кризисы, массовая миграция в Европу, террористическая активность, «брексит» — лишь ознаменовали трансформацию политической географии региона, приводящие к потери общей европейской идентичности. Теперь каждый за себя. Э. Макрон это прекрасно понимает и пытается посредством реформаторских решений притормозить дезинтеграционный процесс. Создание универсальной европейской армии могло бы сработать, но только благодаря усилиям волевого и общепризнанного лидера Европы, способного не замечать реакцию американского истеблишмента и вести европейские государства к новой мечте. Но являются ли такими лидерами Э. Макрон или А. Меркель?
В-третьих, Э. Макрон опасаясь гнева США, но понимая целесообразность озвученного мнения, в том числе для усиления собственного политического веса в Европе, будет всеми способами демонстрировать верность американским друзьям и НАТО. И для этого будет информационно продвигать идею, что европейская армия необходима для защиты от России. Хотя по сути никакой связи нет. Другое дело, что американской элите подобные высказывания будут лестны. Но и здесь особенно важно, как говорится, не продешевить — как бы в итоге не остаться у разбитого корыта.
В-четвёртых, возникает ещё один важный вопрос. Одобряют ли другие лидеры европейских государств решение Э. Макрона? Если да, то все выжидают того, что американский гнев поразит только одного лидера, а остальные уцелеют. Или же почвы для принятия подобных решений нет и многие лидеры европейских стран относятся к подобных высказываниям легко и с долей иронии.
Одно можно сказать точно, что доверие между США и Европой пошатнулось. И все это сегодня понимают.
— Есть мнение, что Путина радует отделение ЕС от США в военном плане, так как в Кремле уверены, что без США Москве не трудно за короткий срок справиться с Европой. Вы как думаете?
— Полагаю, что отделение Европы от США в военном плане – было геополитически предначертано ранее. Иначе Европа потеряет не только своё «политическое лицо», но и станет уже в открытую прислуживать интересам американцев. И чем дальше, тем этот процесс будет более выразительным. Поэтому России не ставит каких-то геополитических задач для дальнейшего усугубления ситуации, этого просто не требуется.
— Норвегия закрывает свое посольство в Азербайджане. Теперь на Южном Кавказе норвежское посольство будет функционировать только в Грузии. Осло связывает этот свой шаг в «недостаточной демократичностью» Азербайджана. Отныне Азербайджаном будет заниматься посольство Норвегии в Турции. Что можете сказать по этому поводу? Что от этого потеряет Азербайджан?
— Считаю, что закрытие посольства Норвегии в Азербайджане является серьёзной ошибкой и вызывает лишь сожаление. Между Азербайджаном и Норвегией сформировались нормальные, рабочие отношения в различных отраслях: энергетике, культуре, науке. И пренебрежение двухсторонним партнёрством в угоду мнимому политическому толкованию демократичности, по меньшей мере, подчёркивает истинность норвежских посылов. Азербайджан от закрытия посольства ничего серьёзного не потеряет, что нельзя было бы компенсировать. У Азербайджана много друзей, союзников в том числе в формате СНГ, которые не размениваются в своих отношениях. И Российская Федерация в этом списке одна из первых стран, если не первая.
Беседовал: Кавказ Омаров