В четверг глава российского Генштаба Валерий Герасимов прибыл с рабочим визитом в Баку, где встретился с главкомом объединенными ВС НАТО Кертисом Скапарротти. В рамках визита в Баку, Варелий Герасимов и Кертисом Скапарротти также провели встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
По итогам встречи начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов и верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО генерал Кертис Скапарроти на встрече в Баку подтвердили готовность к продолжению диалога для обмена мнениями по проблематике, представляющей взаимный интерес.
В условиях, когда стороны были в шагу от начала войны из-за сирийского конфликта, встреча военных подобного ранка очень важна для стабильности в мире. Особую роль тут надо выделить Азербайджана, которая показала, что готова выступать в роли посредника и предоставила площадку для стран. О чем договорились Герасимов и Скапарротти, и что стоит ожидать дальше в Сирии, рассказал в интервью с Novayaepoxa.Com российский эксперт Алексей Фененко.
— В Баку состоялась встреча глав Генштабов России и США. Как вы оцениваете данную встречу?
— Такая встреча в настоящее время необходима обеим сторонам. «Основополагающий акт Россия — НАТО» не был продлен в мае 2017 г. и в настоящее время не действует. Иначе говоря, Россия и НАТО уже год живут без каких-либо правил игры. Альянс создает военную инфраструктуру в Восточной Европе; Россия также расширяет военные возможности. Между тем, регион насыщен потенциальными и реальными конфликтами: Приднестровье, Восточная Украина, возможное напряжение вокруг Прибалтики и Калининградской области.
В таких условиях сторонам нужно обсудить хотя бы набор мер, как снизить опасность прямого военного конфликта. Ситуация намного хуже, чем была во время кризиса вокруг «евроракет» в середине 1980-х годов. Тогда у НАТО и ОВД не было «механизма эскалации»: спускового крючка, который мог бы начать войну. (Единственным вариантом был конфликт ГДР и ФРГ или напряженность вокруг Западного Берлина, но вероятность такого развиты событий с начала 1970-х годов была ничтожно мала). Теперь Россия и НАТО могут, вступит в прямые военные конфликты в Балто-Черноморском регионе. Мы имеем механизмы эскалации, и это опасно.
— Как известно Герасимов и Скапарротти встречаются в Баку уже не в первый раз. Как вы считаете, почему стороны выбирают именно Баку?
— Думаю, Россия, и НАТО сейчас усиленно ищут посредников, кто мог бы организовать диалог. В прошлом эту роль брала на себя Франция. Теперь, после перехода Парижа в 2007 г. на однозначно атлантические позиции, Франция, по сути, отказала от роли посредника. А Германия еще скована в проведении внешней политики Московским договором 1990 года. Поэтому есть запрос на поиск альтернативы. Если Анкара и Баку выступят, хотя бы в роли контактных пунктов — такое решение было бы интересно для России
— Насколько стороны способны договорится по сирийскому вопросу?
— Договоренность в отношении Сирии сегодня возможна только в одном формате: как снизить опасность прямого военного столкновения России и США и или Великобритании в Сирии. (С Израилем российская сторона ведет самаостоятельный диалог без участия Вашингтона). Вариант соглашения по политическим проблемам пока исключается. Россия и США преследуют слишком разные цели в Сирии. Для США приоритет — смена режима в этом стране, для чего они готовы терпеть приход к власти радикальных исламистов. Для России приоритет — сохранение сирийской государственности в ее нынешнем качестве. Цели явно несовместимы друг с другом.
Беседовал: Ниджат Гаджиев