Об экономическом положении России и вопросе перепродажи нефтепродуктов Белоруссией рассказал Novayaepoxa.Com директор аналитического департамента Альпари, Александр Разуваев.
— Сегодня цены на нефть стабильны и от того мы видим стабильность экономики России и остальных энергодобывающих стран. Как вы считаете, насколько Россия смогла переоритентировать свою экономику и выйти на финансовую стабильность своей экономики?
— Экономика России преодолела шок вызванный санкциями и падением цен на нефть. В этом, прежде всего, заслуга Банка России. Победа над инфляцией в текущем году открывает прямой путь к резкому снижению ставки. Инфляция по итогам года менее 3%. С высокой вероятностью в 2018 году ключевая ставка ЦБР выйдет на озвученный таргет в 6-7%.
Ситуация с курсом рубля в 2018 году выглядит запутанной. Впрочем как всегда, когда в рынок и экономику вмешивается политика. Нас беспокоит ситуация с американскими санкциями в отношении ОФЗ, данная история может вызвать высокую волатильность на рынке государственного долга и курса рубля. Санкции ожидаются в феврале и если ЦБР не вмешается, то курс рубля вполне может упасть примерно на 15%. Если отбросить данный негативный сценарий, то перспективы российской валюты в 2018 году смотрятся неплохо. Мы ожидаем цены на нефть в коридоре $70-80 летом текущего года. И если ЦБР не начнет валютные интервенции в поддержку доллара, рубль укрепится до 50 руб./$ или даже выше. Сильный рубль — это очень хорошо для инфляционного фона, снижения ставок и роста капитализации компаний. Это в конце концов более высокое качество жизни россиян. На фоне сильной сырьевой конъюнктуры в 2018 году рост экономики и промышленного производства составит 3-3,5%.
— Как известно часть российской нефти перерабатывается в белорусских НПЗ и продается в мировых рынках через прибалтийские порты. Российская сторона ведет на этот счет переговоры с Белоруссией. Как вы считаете, сможет ли Россия предоставить такие же выгодные тарифы Белоруссии?
— С нашей точки зрения, в рамках союзного государства РФ и Беларуси Россия может предоставить более выгодные тарифы. Для этого есть все необходимые экономические условия. Уже более десяти лет Россия проводит политику постепенного отказа от балтийского транзита. Однако, конкретное решение будет определятся общей ситуацией с дотациями, которые Беларусь получает от Российской Федерации. А также решением вопроса рефинансирования белорусских долгов.
— Как вы оцениваете развитие ЕАЭС в условиях кризиса и насколько можно считать, что ЕАЭС эффективно соответствует поданной им заявке? Нет ли торговых проблем между странами?
— Торговые проблемы или даже торговые войны между партнерами существуют всегда. Это нормально, у всех свои коммерческие интересы, а деньги плохо делятся. Основная проблема в другом. Ни Минску, ни Астане чужие проблемы не нужны. И тормозит евразийскую интеграцию положение в котором сейчас находится Российская Федерация. Санкции и косвенная вовлеченность в конфликт на Донбассе. Фактически евразийская интеграция принесена в жертву амбициям Москвы на востоке Украины, что с моей точки зрения принципиально неправильно.
Стратегической целью экономической и политической линии Москвы после президентских выборов должна стать интеграция в рамках Евразийского Союза. Прежде всего, это касается Минска и Астаны. Киргизия и особенно Армения экономически в значительной степени уступают другим партнерам по евразийской интеграции. Экономики России и Казахстана близки, как по структуре, так и по уровню развития. Беларусь по различным схемам является дотационной республикой. Однако, качество человеческого капитала там выше, что является ее главным конкурентным преимуществом.
Ключевой момент евразийской интеграции – это единая валюта для Российской Федерации, Беларуси и Казахстана. Алтын. Основная торговая площадка – Московская Биржа. Евразийский ЦБ – Алматы. Естественно сначала появится безналичная денежная единица, а потом кэш. При принятии соответствующего политического решения на переход на новую денежную единицу может уйти порядка года.
Политика сильного рубля. Здесь мы принципиально расходимся с чиновниками действующего кабинета министров. Сильный рубль – это импорт технологий, как в свое время сотовая связь. Низкая инфляция и как следствие низкие процентные ставки. Доступ россиян к заграничным поездкам и качественным импортным товарам. Приток горячих спекулятивных денег в российские акции и облигации. Ну и конечно сильный рубль — это мощный политический фактор. Для граждан Беларуси и Казахстана евразийская интеграция будет интересна только если долларовые доходы россиян будут значительно выше, чем у них.
Беседовал: Ниджат Гаджиев