О визите в Баку главы МИД России Сергея Лаврова, а также и возможном урегулировании карабахского конфликта рассказал Novayaepoxa.Com военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова, Александр Перенджиев.
— Как известно сегодня в Азербайджане с визитом находится глава МИД России Сергей Лавров. Как вы оцениваете этот визит, и как он будет влиять на двух сторонние отношения?
— Я его расцениваю как визит главы российского внешнеполитического ведомства направленный на реализацию политического переговорного процесса в отношениях официальных Москвы, Анкары и Тегерана, в котором весьма необходимо согласовывать и уточнять позицию азербайджанской стороны. Он напрямую связан, как с итогами предыдущей встречи руководителей Турции и России в Сочи. Так и, как я полагаю, с новой российско-турецко-иранской встречей на высшем уровне.
То есть, в переговорах России с Турцией и Ираном хотя отсутствуют представители официального Баку, но без учета мнения азербайджанской стороны вряд ли удастся в них обойтись. Например, в реализации проекта создания транспортного коридора «Север-Юг». При этом, хотел бы напомнить о моём предположении, высказанном на конференции в ТАСС в августе 2016 года, о возможном создании региональной организации по формуле 3+1. Где «3» – это Россия, Азербайджан и Иран, а «1» – это Турция.
Полагаю, что несмотря критику моего предположения среди других известных российских экспертов, руководители и главы внешнеполитических ведомств всех четырех государств постепенно в своей работе приближаются к мнению о необходимости взаимодействия в рамках, прогнозируемой мною формулы. Косвенным подтверждением этому и является сегодняшний визит Лаврова в Баку.
— Основной целью визита главы МИД является урегулирование карабахского конфликта. Как вы считаете, насколько это сегодня реалистично дипломатическими способами?
— Решение проблемы вокруг Нагорного Карабаха и 7 азербайджанских районов, удерживаемых армянской стороной, практически невозможно без дипломатических шагов. Даже если они (дипломатические меры) не являются эффективными, как это хотелось бы официальному Баку и всему народу Азербайджана. В то же время необходимо отметить, что урегулирование территориального конфликта пока, на мой взгляд, в ближайшее время, не имеет никаких перспектив, из-за неуступчивости обоих противоборствующих сторон.
Отсутствие какого-либо компромисса создает ситуацию вокруг НК+7 районов патовой. Военным путем решить невозможно, дипломатический путь тоже пока не имеет каких-либо перспектив. По крайней мере, пока не начнется публичное обсуждение проектов конкретных документов: «дорожной карты», совместной азербайджано-армянской декларации, договора в рамках Минского процесса.
— Ожидаете ли вы дестабилизацию в регионе в предстоящем 2018 году?
— Крупной дестабилизации не ожидаю. Но вот мелкие столкновения, стычки, перестрелки, обстрелы будут продолжаться и далее. И здесь не надо быть каким-то видным экспертом, чтобы это понимать. Полоса разграничения войск – это линия огня, а не линия тишины. Такова реальность сегодняшней и будущей в краткосрочной перспективе обстановки в этом многострадальном регионе.
Ниджат Гаджиев