Российский политолог: «Перемирие PYD с ИГ — подарок от США России и Турции»

Недавнее перемирие, объявленное между курдскими террористами из PYD и террористами из ИГ, прокомментировал для Novayaepoxa.Com российский политолог, руководитель Центра исламских исследований и Института инновационного развития Кирилл Семенов.

«Появление в сети, якобы, копии документа о перемирии между ИГ и PYD заставляет усомниться в подлинности такового. Хотя, в принципе, само перемирие или иные виды сделок с ИГ не являются чем-то из ряда вон выходящим и уже имели место. В появлении же такого документа были бы заинтересованы многие стороны, которые хотели бы дискредитировать как PYD, так и стоящих за ними американцев», — отметил политолог.

Эксперт также добавил, что заверенное подписями и печатями соглашение можно назвать большим подарком, как для России, так и Турции, в плане проведения информационной войны против США и террористов PKK соответственно.

«Но, представляется, руководство PYD сами себе не враги и даже, если бы какие-то договорённости с ИГ и были заключены, то вряд ли бы их стали подкреплять какими — нибудь официальными документами, притом, что сами такие документы не несут в себе какой либо юридической силы.

В то же время ни для кого не секрет, что и ранее с ИГ заключались сделки о прекращении огня и выводе сил «халифата» из тех или иных районов. Это делали и PYD во время битвы за Манбидж, это делали турки, оставившие ИГ коридор для выхода из Аль-Баб, это делали силы режима Асада, которые предоставили возможность прохода через всю свою территорию для подразделений ИГ из анклава на сирийско-ливанской границе на самом западе страны в Абукамаль на востоке. После этого эти боевики могли принять участие в боях против PYD, усилив группировку ИГ на этом направлении», — добавил аналитик.

Что касается перемирия, эксперт сказал, что, силы режима Асада также де факто его соблюдают с ИГ, который контролирует большую часть лагеря Ярмук под Дамаском.

«Там давно не проводятся никакие военные операции. Зато они активно ведутся неподалеку против фракций умеренной оппозиции в Восточной Гуте, с которыми вот действительно были заключены соглашения о прекращение огня. Точно также и Турция, в своё время не только фактически соблюдала перемирие с ИГ вдоль собственной границы, но и всячески способствовала укреплению ИГ, открыв коридоры для переброски пополнений через свою территорию и закупая у ИГ нефть, видимо, рассчитывая решить «руками» ИГ «курдский вопрос». Таким образом, если какие-то договорённости и между PYD и ИГ были заключены, то здесь PYD не первые (и возможно не последние). Но их совсем не нужно было облекать в письменную форму, что и наводит на определённые размышления по поводу их подлинности», — подчеркнул Семенов.

В то же время, как уже упоминалось, нельзя исключать наличие каких-то соглашений между отрядами ИГ и PYD, считает эксперт. По его словам, нельзя забывать, что как в рядах PYD есть много представителей местных арабских племён, так как они присутствуют и в рядах ИГ.

«Достаточно вспомнить племя Шайтат, которое восстало против ИГ в 2015 году. После крайне жестокого подавления этого восстания, часть племенных фракций перешли на территории, подконтрольные курдам и позже влились в PYD, иные были вынуждены признать власть ИГ и выделить контингенты для поддержки «халифата».

В составе его сил действуют и иные племенные группировки, которые были вынуждены передать собственных бойцов под командование ИГ. Поэтому нельзя исключать, что ведутся переговоры между представителями различных племён, часть фракций которых действует в составе PYD, а часть была вынуждена поддержать ИГ. Не будучи убеждёнными сторонниками идеологии ИГ эти фракции ищут пути выхода из подобного навязанного альянса с ИГ с минимальными потерями. В этом связи могут вестись переговоры между старейшинами о сдаче тех или иных племенных фракций, вынужденных поддержать ИГ, в обмен на амнистию», — говорит аналитик.

Говоря же о том, что возможно ли раскол в самом PYD, в условии когда в этой группировке есть и недовольные арабы, эксперт сказал, что арабы всегда будут недовольны курдами, как и курды арабами.

«Такая ситуация была изначально и в момент формирования PYD. Правда, тогда противниками альянса вообще отрицалось какая либо «арабская составляющая» коалиции. Теперь же ее вынуждены признать, но с поправкой на наличие разногласий между арабами и курдами. Протурецкие группы уже обещают переманить к себе все арабские контингенты PYD. Я не готов давать прогноз о том насколько это им удастся.

В то же время, если Саудовская Аравия и ОАЭ действительно готовы принять активное участие в восстановлении территорий сирийской Джазиры и Ракки, то думаю это серьёзная заявка на то, чтобы PYD смог сохраниться именно как курдско-арабский альянс. И это будет серьёзный стимул для арабов остаться в нем», — резюмировал он.

Ниджат Гаджиев