В последнее время в СМИ часто муссируется тема о вхождения Азербайджана в ЕАЭС.
Возможно, если бы не карабахский конфликт, то ситуация выглядела иначе, но в случае, когда есть фактор оккупации азербайджанских земель страной-членом ЕАЭС – Арменией, это не предвидится возможным.
С другой стороны, после апрельской революции в Ереване, между Россией и Армений не все так гладко, и Пашинян играет в большой степени в прозападного игрока. О том, возможно ли сотрудничество Азербайджана и ЕАЭС в условиях нерешенности карабахского конфликта, рассказал в интервью Novayaepoxa.Com директор Института ЕАЭС, Владимир Лепехин.
— В последнее время все чаще поднимаются темы, касающиеся сотрудничества Азербайджана и ЕАЭС. Как вы оцениваете возможное сотрудничество Азербайджана и ЕАЭС в условия нерешенности карабахского конфликта? Возможно ли членство Азербайджана в данной структуре?
— Месяц назад в довольно жестком интервью изданию «Спутник» я отметил, что решение карабахского вопроса, увы, уплыло из рук Еревана. Такова, к сожалению, цена апрельской революции в Армении. Никол Пашинян оказался в сложном положении. С одной стороны, продвижение решения карабахского вопроса со стороны Степанакерта в настоящее время – это уже больше прерогатива западных спецслужб, чем Еревана. С другой стороны, новый премьер просто обязан зачистить карабахский клан как конкурентную группировку. С третьей, он обязан быть последовательным в продвижении национальных интересов Армении и армян, в том числе и в Карабахе, в силу чего ему нужно будет как-то объяснять своим сторонникам, почему он не может предотвратить эскалацию напряженности в зоне конфликта.
Западным спецслужбам контроль над Карабахом дает целый ряд новых возможностей. И по факту им нужно от этой территории только одно – использовать конфликт как многоцелевой инструмент, во-первых, для давления на Азербайджан, во-вторых, для удержания в заложниках Пашиняна и новой власти в Ереване как таковой и, в-третьих, для введения в Карабах — через разжигание замороженного конфликта в регионе — «миротворческих» сил НАТО.
Что должен делать Азербайджан в такой ситуации, абсолютно понятно. Баку не должен поддаваться ни на какие провокации со стороны западных спецслужб, которые – я не исключаю – могут ввести в Карабах наемников (как это было на Украине) для провоцирования столкновений армянских и азербайджанских военных. И, разумеется, Баку не должен идти на уступки Западу – иначе и в Азербайджане будет инициирована очередная «бархатная» (прозападная – антитурецкая, антииранская, антироссийская и антиевразийская) революция.
— Вопрос в том, что делать в нынешней ситуации армянской стороне?
— С моей точки зрения, существует только один способ избежать разжигания карабахского конфликта (ориентировочно – через несколько месяцев после парламентских выборов в Армении), в результате которого в Степанакерт наверняка войдут военные НАТО. И этот способ предполагает активизацию контактов между Пашиняном и Алиевым с их последующими договоренностями о вступлении Азербайджана в ЕАЭС.
Пашинян – не тривиальный политик. Не догматик и не трус. И я допускаю, что он может сделать такой вот неожиданный шаг – пригласить Азербайджан в Евразийский экономический союз. Что станет прологом к реальному и мирному решению карабахской проблемы путем переговоров на двоих или даже на троих: Баку – Ереван – Степанакерт. При возможном участии в качестве посредников России (гарант договоренностей со стороны Еревана) и Турции (аналогичный гарант со стороны Азербайджана).
Я уже многие годы во всех своих интервью и статьях повторяю один и тот же тезис: карабахская проблема может быть решена только в компании друзей и партнеров по ЕАЭС и в рамках регионального союза дружественных государств – без западных посредников, которым на Южном Кавказе, как и на Ближнем Востоке нужны исключительно бесконечные конфликты и перманентная война. Вступление Азербайджана в ЕАЭС качественно изменит ситуацию на постсоветском пространстве и станет серьезным толчком к развитию стран Евразийского экономического союза.
Анар Гусейнов