Референдум в Турции: демократический квест – АНАЛИЗ

Предлагаемые конституционные поправки дадут представление об общем направлении политики, которой будет придерживаться Турецкая Республика в будущем.

19 февраля 2001 года во время заседания по вопросам национальной безопасности 10-й президент Турции Ахмет Недждет Сезер бросил копию конституции Турции в лицо премьер-министру страны, как символический жест, чтобы утвердить свою власть, закрепленную в конституции.

В свою очередь, правительство страны напомнило ему о том, что он стал президентом только потому, что они его избрали. В течение нескольких часов столкновение привело к резкому экономическому кризису, когда процентные ставки выросли на 8000 процентов, биржевой рынок упал на 14,5 процента, а центральный банк вынужден был немедленно продать 7,6 миллиарда долларов. В стране разразился инфляционный бум, и покупательная способность людей резко исчезла, — пишет в своей аналитической статье специально для Аль-Джазира Айсе Созен Услуер, глава Департамента внешних связей при президенте Турции.

Несмотря на их схожую левую политическую подоплеку и противоречивая политика президента и премьер-министра привела к плохому управлению в стране, что в конечном итоге привело к экономическому кризису. Это был кризис всей системы, а не только экономики. Это был не только уникальный кризис в политической истории Турции, но и поразительный с ужасными последствиями.

У Тургута Озала и Сулеймана Демиреля была своя доля столкновений, который сначала был президентом, а Демирель позже, в начале 1990-х годов премьер-министром страны. Такие примеры недовольства между президентами и премьер-министрами Турции восходят к Мустафе Кемалю Ататюрку и Исмет Иненю, основателями современной Турецкой Республики, отношения между которыми стали ожесточенными, когда Иненю ушел с поста премьер-министра в 1937 году за год до смерти Ататюрка.

Несмотря на дебаты по конституционным поправкам, которые должны быть приняты 16 апреля в Турции во время референдума, они направлены на решение хронических проблем администрации Турции, которые десятилетиями удерживали страну в заложниках.

Сейчас Турция делает выбор через демократический процесс. Во-первых, предложение о поправках было принято в парламенте страны в рамках турецкой конституции. И теперь парламент страны ждет одобрения данных поправок со стороны турецкой общественности на референдуме.

Демократический квест

Переход от парламентской системы к президентской является демократическим стремлением Турции. В прошлом турецкая политика не только стала свидетелем столкновений между президентом и премьер-министром, а это была настоящая эра бесплодной коалиции после коалиции, когда драгоценное время и ресурсы страны были потрачены впустую.

Коалиции между слабыми политическими партиями будут сформированы только для распада в течение нескольких месяцев. Политическая стагнация и призыв к ненужным выборам еще больше обременит экономику.

За последние 15 лет я и все молодые люди моего поколения, однако, стали свидетелями глубоких перемен в Турции. Такое развитие и прогресс во всех аспектах нашей жизни наполняют мое поколение гордостью за наши достижения как нации и вселяют большую надежду на то, что будущее будет еще лучше.

Пятнадцать лет назад, например, курдам, имеющим турецкое гражданство, было запрещено легально использовать свой собственный язык как средство общения при взаимодействии с государством и государственными органами. Они не могли учить его в школах или даже использовать при даче показаний в суде. Курдам было запрещено демонстрировать свою культуру, и они даже отрицали свою этническую принадлежность как народ. С огромным периодом реформ, осуществленных за последние 15 лет, курдский народ, их язык и их культура стали неотъемлемой частью правовой, социальной, политической и экономической структурой турецкой нации. Однако такой прогресс был возможен только при сильном правительстве, пользующемся сильной общественной поддержкой и отважном лидере с всеобъемлющим видением Турции. Это правильно-выбранный долгий путь к процветанию путь, который должна продолжить Турция и в будущем.

Важнейшим шагом среди обширных инициатив по реформированию за последние полутора десятилетия стало регулирование отношений между военными и гражданскими лицами. Военные использовали доминирование на всех уровнях политической жизни, но путем введения нескольких реформ посредством серии свободных и справедливых выборов, демократические нормы стали институционализированными, а военные рычаги над демократическими институтами в значительной степени исчезли. Лишь несколько элементов этой практики, такие как места в Верховном суде, не были изменены, но вскоре могут быть отменены с поправками в конституцию.

Что будет дальше?

За последние 15 лет мы испытали колоссальный прогресс в экономическом развитии Турции, поскольку свобода и либерализация в политической сфере породили массу коммерческих предприятий, которые ранее были ограничены коррумпированной системой патронажа и исключительности.

Турция остается одной из немногих стран НАТО, которая испытала такой высокий уровень экономического роста за последние два десятилетия. Общая тенденция к демократии, либерализму и свободе личности в сочетании с переориентацией государства на служение народу, а не стремлением доминировать над ним, привела к текущему референдуму по внесению поправок в конституцию. Что дальше?

Прежде всего, мы должны спросить себя: хотим ли мы конституцию, которая была разработана военными после переворота, или мы предпочли бы, чтобы избранные посредством голосования представители нашего народа решали ее природу? Когда определенные институты, все еще связанные предыдущим порядком, пытались заблокировать выборы президента, выдвинутые правящей партией в 2007 году, референдум закрепил судьбу будущей турецкой политики — президент будет избран всенародным голосованием.

10 августа 2014 года народ Турции избрал своего первого президента всенародным голосованием. Но это изменение вызвало новую головоломку: теперь люди избирают и президента, и премьер-министра, которые, в свою очередь, обладают одинаковой легитимностью. Это причина будущих разногласий, даже если они оба принадлежат одной политической партии. Таким образом, этот новый пакет поправок призван сдержать любые будущие ссоры между двумя главами государств путем активизации системы, в которой четко разделены исполнительная, судебная и законодательная власти.

Одно из предлагаемых изменений заключается в том, что все будущие президенты будут избираться каждые пять лет. Как и в США, они будут ограничены сроком повторного избрания, а именно возможное время нахождение на посту составит два срока. Парламент будет иметь юрисдикцию инициировать расследование, если президент находится под подозрением в совершении преступлений. В своей нынешней форме конституция защищает президента от всех судебных органов в стране.

Поскольку никто, даже избранный президент не должен быть выше закона, в соответствии с поправкой № 9 предлагается аннулировать нынешнюю версию, которая гласит:

Турция превращается в страну, где каждый может создавать политические партии, любой может баллотироваться в парламент и каждый гражданин может стать президентом.

«Никакого обжалования не должно делаться ни одному судебному органу, включая Конституционный суд, против решений и распоряжений, подписанных Президентом Республики по его собственной инициативе», а предлагаемый вариант будет следующим: «Предложение о начале расследования со стороны президента по обвинениям в совершении преступления должно быть предоставлено абсолютным большинством членов Великого Национального Собрания. В случае начала расследования оно проводится комитетом из 15 членов, состоящим из политических партий в Парламенте пропорционально своей власти. Великое Национальное Собрание может принять решение о направлении президента в Верховный суд с двумя третями тайных голосов его членов».

Дополнительные ограничения полномочий президента предложены в соответствии со следующим изменением: «Основные права, личные права и обязанности, а также политические права и обязанности, которые содержатся в конституции, не могут регулироваться указом президента. Если в указе и законе имеется противоречивое положение, именно законы имеют легитимность и стоят выше. Если Великое Национальное Собрание разрабатывает закон на эту же тему, то указ президента устаревает».

Это обеспечивает сохранение законодательной власти у избранных представителей народа, число которых в настоящее время в парламенте составляет 550 человек, но их число будет увеличено до 600. Также предлагается снизить возраст для будущих парламентариев. В соответствии с распространенными примерами во всем мире, возраст кандидатов в парламент будет снижен с 25 до 18 лет.

Как указывалось выше, предлагаемые поправки будут также регулировать военно-гражданские отношения и реформировать недемократические военные правила. Ни одна страна НАТО не использует военных в своих верховных судах, кроме Турции.

После принятий поправок у военных больше не будет мест в Верховном суде. Военная юрисдикция будет также регулироваться: юрисдикция военных судов будет передана в гражданские суды, а решения Высшего военного совета будут открыты для судебного пересмотра. К тому же, турецкие вооруженные силы будут проверяться Государственным Наблюдательным Советом, который в настоящее время имеет полномочия проверять все государственные учреждения.

Отсутствие толерантности к переворотам

Что касается судебной власти, поправки предлагают новый состав Высшего совета судей и прокуроров. Новый совет будет состоять из 13 постоянных членов с четырьмя членами, которые будут назначаться президентом, а семь — парламентом.

Как и министр юстиции, так и глава совета и заместитель министра юстиции являются постоянными членами. Новый состав совета подобен его аналогам в европейских странах. В Великобритании, например, все члены совета назначаются министром юстиции. В Испании все члены назначаются королем по предложению парламента. В Швеции все члены назначаются правительством. Как административный орган, Совет судей и прокуроров и назначение его членов должны находиться в пределах полномочий правительства.

Предлагаемые поправки дают представление об общем направлении будущего Турции. Турция превращается в страну, где каждый может создать политическую партию, любой может баллотироваться в парламент и любой может стать президентом.

Турецкая общественность больше не будет мириться с государственными переворотами и избавиться от такого явления, когда к половине населения относятся как к гражданам второго сорта. Предстоит еще много реформ, и эти поправки откроют путь к лучшей конституции, соответствующей потребностям и устремлениям людей. Если бы мы создали совершенную конституцию с нуля, заручившись единодушной поддержкой, мы бы достигли того, чего ни одна другая страна в мире никогда не достигала в истории.

Конечно, всегда остаются возможности для совершенствования, и мы будем неустанно работать над этим. Демократия — это не просто возможность, а лучший способ помочь гражданам реализовать свой потенциал, это лучший гарант мира, это вернейший путь к процветанию. Поскольку никакие две страны мира не имеют одинаковой модели демократии, система Турции будет уникальной для Турции, так же, как американская система уникальна для США, Швеции для Швеции и так далее.

В ожиданиях референдума

При нынешней системе в Турции, вызывающей стагнацию и кризисы, мы рассмотрели ряд систем, в которых она реформируется. Нам стало ясно, что президентская система, посредством которой президент избирается группами народного голосования, соглашается друг с другом и выдвигает кандидата, которого общественность в целом могла бы поддержать, чтобы собрать более 50 процентов голосов.

Мы с надеждой и волнением ждем, что Турция продолжит свой путь и будет опирать на успехи последних 15 лет. Этот референдум станет еще одним краеугольным камнем на этом пути, и, в конце концов, это касается Турции, воли наших людей и нашего стремления к тому, чтобы наши избираемые демократическим путем руководители участвовали на легитимных выборах, соблюдали надлежащие процедуры и прозрачность.

Novayaepoxa.Com