Проект, затрагивающий проблемы современного общества

В Баку пройдет групповая выставка под названием «Воображаемые чужестранцы» («Imaginary Strangers»), где будут представлены работы участницы программы арт-резиденции YARAT Алины Орлов и участников проекта ARTIM LAB Шахназ Агаевой, Хатама Ализаде, Моусы Бейзаде, Этибара Исмаилова, Илахи Халиговой и Айдан Мирзаевой. Мероприятие пройдет в пространстве современного искусства YARAT.

«Воображаемые чужестранцы» («Imaginary Strangers») – вместо того чтобы «имитировать» жизнь, пытается непосредственно «проникнуть» в нее. Эта выставка, сводя к минимуму пропасть между «Я» и «Другие», больше направляет внимание на построение отношений, исключающих социальные, культурные и прочие различия и дискриминацию. Начав процесс взаимопонимания путем случайных встреч и диалогов, искренних отношений и взаимной оценки, этот проект в качестве некого «воображаемого», подразумеваемого, но так и не предстающего взору лица пытается возобладать над чужаком, иными словами, «чужестранцем», одолеть его.

«Воображаемые чужестранцы» может апеллировать не только к концепции «внешнего чужестранца», но и абстрактной идее «внутреннего чужестранца». Под понятием «внутреннего чужестранца» подразумевается скрытая, незнакомая сторона внутреннего самосознания, желающего быть изученным с целью выявить неизвестные аспекты и глубины собственной субъективности.

Проект Шахназ Агаевой изучает суть проституток, а также стереотип о том, что проституция основывается только на «принудительном труде» (торговле людьми). Принимает ли общество женщин, которые получают удовольствие от этой «работы»? Имеются ли положительные примеры касательно людей, задействованных в секс-индустрии, которая интегрирована в их семьи и социальную среду? Инсталляция Шахназ выступает неким «зеркалом» скрытых в каждом из нас сексуальных страстей и желаний.

Перформанс Хатема Али-заде «Ты… станешь идеалом!» («Sən…. ideal olacaqsan!») демонстрирует стремление человека ограничивать, «загружать» других людей с целью подстроить их под свои представления и ожидания и создать «идеального человека», формируя их себе под стать. Эта работа вносит ясность во многие вопросы. Способны ли мы принять кого-то «таким, какой он есть»? Или насколько мы в состоянии увидеть ряд иных качеств личности другого человека, «не связывая его по рукам и ногам», не превращая в «идеальное изображение», которое нам хотелось бы видеть?

Документальная видеоработа Моусы Бейзаде показывает прогулку по Баку художницы, надевшей хиджаб, и реакцию людей на ее внешний вид. Художник нарочно обращает внимание посторонних на неадекватное поведение женщины, чей внешний облик выражает ее религиозные убеждения, и на складывающуюся вокруг этого противоречивую обстановку. Эта работа ставит под сомнение социальные и религиозные порядки в общественных местах, а также клише, связанные с гендерными ролями.

Интерактивная инсталляция Этибара Исамаилова представляет собой карту Азербайджана и обращается к аудитории с вопросом «Где для тебя родина?» («Sənin üçün vətən haradır?»). Людей приглашают подойти к карте и поставить на ней свои метки. Эта работа фактически обращает всеобщее внимание на значение и смысл самого понятия родина, вместе с тем, исследует феномен миграции и демографические вопросы, вызванные ситуацией, сложившейся на рынке труда в Азербайджане.

Работа Илахи Халиговой направлена на изучение трансгендерных проблем. Что, по-вашему, должен делать человек, который считает ошибочным свою половую принадлежность? Как люди с особенностями, не предусмотренными обществом, выходят из положений, с которыми ежедневно сталкиваются? Взятое Илахой интервью транслировалось различными телеканалами. Один и тот же человек беседует с собой, прерывает себя и комментирует свои же слова. Эта работа превращается в многогранный портрет, перебивающий гендерную идендичность и биополярную структуру сексуальной ориентации.

Айдан Мирзаева погружает зрителя в пучину электронной музыки, которая в Азербайджане имеет статус «вспомогательного феномена» и музыки для «одиноких сердец». Инициируя интервью и демонстрируя их представителям этого музыкального жанра, художница пытается начать диалог, которого так не хватает, и провести обмен мнениями.

Название инсталляции Алины Орлов «J’accuse…!» (Я обвиняю) взято из названия открытого письма известного французского писателя Эмиля Золя, адресованного им в 1898 году правительству, в котором он обвиняет его в незаконном аресте Альфреда Дрейфуса — артиллерийского офицера, еврея по национальности. Работа Орлов, выполненная в период резидентуры, изучает моменты противоречивой культурной локализации между Россией, Азербайджаном и Израилем и построена на общих культурных, воображаемых и личных мемуарах. Художница через призму своей работы рассматривает двойные гендерные перспективы. Одним из воплощений темы стали оконные решетки, украшенные нежными и утонченными элементами узора, которые, как правило, считаются делом рук мужчины, либо ковровые орнаменты, традиционно выполняемые женщинами и больше подчеркивающие элементы «женской силы», нежели обращающие критический взор на эксплуатацию женщин. Инсталляция, подсвеченная светом синеватого оттенка, ассоциируемым с ночными клубами и, одновременно, с целомудрием, устремляет внимание на плавный переход от объекта собственного желания к объекту желания другого человека, от «пострадавшего» к «обвиняемому». Видеоработа Алины, где в различных вариациях произносится фраза «Я обвиняю тебя» («I accuse you») и где автор предстает трагической фаталисткой, провоцирует вуаеристические, полные желания взгляды зрителей…

Дата открытия: 20 июля, 19.00

Встреча с художником: 27 июля, 19.00

Летний вечер финисажа: 11 августа, 19.00

Адрес: Ичеришехер, улица Беюк Гала, 30, 001A

Вход свободный! 18+!

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com