18 февраля Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев после совместной встречи с государственным секретарем Соединенных Штатов Америки Энтони Блинкеном и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном в Мюнхене дал интервью телеканалам.
«Новая Эпоха» представляет интервью.
Президент Ильхам Алиев: Здравствуйте.
Журналисты: Здравствуйте, господин Президент.
Журналист: Наверное, встреча состоялась, как она прошла?
Президент Ильхам Алиев: Хорошо прошла. По-моему, прошла конструктивно. Были обсуждены многие вопросы, в том числе подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, наличие необходимых условий для подписания мирного соглашения. Конечно, я еще раз изложил свою позицию. Главный вопрос состоит в том, что этот мирный договор должен быть составлен на основе международных норм и принципов, какие-либо положения о Карабахе недопустимы. Была представлена позиция Азербайджана также и по этому вопросу. Три дня назад мы получили ответные предложения Армении на наши предложения. Сейчас мы их изучаем. На первый взгляд в позиции Армении есть прогресс, но он недостаточен. То есть, главным образом был обсужден этот вопрос. Конечно же, была обсуждена и ситуация на дороге Лачин-Ханкенди. Я еще раз заявил о позиции Азербайджана о том, что ни о какой блокаде не может быть и речи. С 12 декабря по сегодняшний день проехало более 2500 грузовых машин и машин Международного Комитета Красного Креста, и если была бы блокада, то как эти машины могли бы проехать? То есть, это необоснованное обвинение против Азербайджана. Мы его отвергаем и могу сказать, что на всех проводимых мною встречах эта позиция воспринимается с пониманием. В частности, Европейский Союз понимает нашу позицию. Мы справедливо требуем прекратить незаконную эксплуатацию наших месторождений, я уверен, что пока мы не добьемся этого, наши общественные активисты не откажутся от своей почетной миссии. Я постарался довести это и сегодня. А также заявил, что было бы хорошо, если бы Армения и Азербайджан в двустороннем порядке создали контрольно-пропускные пункты на армяно-азербайджанской границе. Мы делали такое предложение, сегодня же внесли его официально. Ранее это предложение было передано по неофициальным каналам. Со стороны Армении никакой позиции не было озвучено. Наверное, им нужно какое-то время, чтобы обсудить это.
Но наше первичное впечатление таково, что и в Европе, и в Америке это наше предложение считается логичным. И это, конечно же, важный фактор и для нормализации отношений между двумя странами, потому что если мы говорим о делимитации границ, то без контрольно-пропускных пунктов это невозможно. Если мы говорим об открытии коммуникаций, то, конечно, должны быть созданы контрольно-пропускные пункты как на обоих концах Зангезурского коридора, так и на границе между Лачинским районом и Арменией. Сегодня на встрече с участием государственного секретаря Блинкена я выдвинул это как официальное предложение. Мы будем ждать ответа от армянской стороны.
Журналист: Господин Президент, в 19.30 по бакинскому времени ожидаются панельные дискуссии. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили также примет участие именно в этих панельных дискуссиях. Может ли на повестке дня появиться Тбилисский формат?
Президент Ильхам Алиев: Может быть. Поскольку это будет естественно, и мы это приветствуем. Во время моего визита в Грузию этот вопрос обсуждался. Армянская сторона по этому поводу несколько колеблется. Но я считаю, что это было бы справедливо. Сначала не предполагалось участия премьер-министра Армении, потому что в предоставленном мне первичном предложении его имени не было. Вчера вечером, наверное, было решено, чтобы он тоже принял участие. Считаю это хорошим обстоятельством, потому что, наконец, на Южном Кавказе может начаться какое-либо сотрудничество между тремя странами.
Журналист: Как Вам представляется нормализация отношений между Азербайджаном и Ираном? Кто должен сделать первый шаг?
Президент Ильхам Алиев: Вы слышали о террористическом акте, организованном против нашего посольства, против азербайджанской дипломатической миссии? В течение 30-40 минут террориста не разоружали. Полицейские машины сновали взад-вперед, а сотрудники безопасности позволили ему дважды ворваться внутрь и убить одного сотрудника охраны и ранить двух других. И только храбрость одного из сотрудников охраны, который голыми руками обезвредил террориста, позволила спасти жизни, возможно, десятков других. Поскольку в том здании живут семьи дипломатов, включая детей. Поэтому мы требуем немедленного и прозрачного расследования. И тот факт, что сразу после этого теракта террорист дал интервью иранским СМИ, является свидетельством того, что он один из тех, кто был послан определенными группами иранского истеблишмента. Еще одна странность заключается в том, что всего через два дня после теракта он был объявлен умственно отсталым. Как они сразу смогли провести экспертизу? Это попытка защитить его от правосудия. Поэтому иранское правительство должно провести прозрачное расследование. Мы должны быть проинформированы об этом, террорист должен быть наказан. Но самое главное, должны быть привлечены к ответственности те, кто подослал его, те представители иранского истеблишмента, которые совершили этот жестокий акт против Азербайджана. Только после этого мы можем говорить о какой-либо нормализации.