Последнюю встречу лидеров Азербайджана и Армении при участии президента РФ Путина в Москве прокомментировал для «Новая Эпоха» известный политический аналитик Гела Васадзе:
— Чем отличалась эта встреча от предыдущих встреч глав Азербайджана и Армении? Что изменилось в структуре переговоров по Карабаху после последней сорокадневной войны?
— На протяжении долгой истории конфликта встречи между лидерами Азербайджана и Армении были самыми разными. Мы хорошо помним встречи в Ки-Уэсте, Мадриде, Казани, Душанбе и ещё во многих местах. Конечно, главное отличие этой встречи — изменившаяся повестка дня. Задачи у сторон как всегда разные — для Азербайджана это юридическое оформление контроля над Карабахом, пусть и при присутствии российских миротворцев. Для Армении возврат к обсуждению вопроса о статусе Карабаха, а для России возможности использования новой ситуации в целях увеличения своего влияния.
— Какова сейчас позиция Москвы в регионе, и какой она была до последней войны? Влияние ослабло или усилилось?
— Позиции Москвы потенциально достаточно сильные. Столкнувшись с проблемами на западном направлении — Украина и Северный поток-2, Кремль сумел повернуть ситуацию в свою пользу на южном участке. Теперь уже понятно, что Россия будет участвовать в заполнении Южнокавказкого газового коридора с последующим экспортом газа в Европу через TANAP и TAP. Что касается железной дороги, Москва получит контроль над армянским участком железной дороги в Нахичевань, а если эта дорога будет продолжена до Карса, то она может стать главной для российских грузов.
— Как вы думаете, на самом деле возможен полноценный мир между двумя странами под арбитрством Кремля?
— Полноценный мир между Азербайджаном и Арменией возможен только в случае достижения договоренности между двумя странами и подписания мирного договора. До тех пор, пока для поддержания мира нужны будут миротворцы, тем более российские, ни о каком полноценном мире говорить нельзя. Тем более, что обладая таким инструментом, как «миротворцы» Москва в любой момент может дестабилизировать ситуацию.
— По поводу участия Турции в мирном процессе что можете сказать?
— Турецкие военные участвуют в процессе как наблюдатели, что конечно является определенным сдерживающим элементом для Москвы, но такой элемент явно недостаточен. На самом деле размер и форма участия Турции в данном процессе целиком и полностью зависит от политической воли Баку.
Беседовал: Кавказ Омаров