Политтехнолог: «Стратегия России состоит в том, чтобы Азербайджан с Арменией никогда не договорились»

2019 год – год выборов в Украине. Весной состоятся парламентские выборы, а осенью украинцы будут выбирать президента. И хотя де-юре избирательная кампания еще не стартовала, де-факто она уже в полном разгаре. Избирательные штабы сформированы, улицы городов и сел пестрят баннерами с красивыми многообещающими лозунгами, а политики записываются в очередь на всевозможные ток-шоу.

Об особенностях избирательной кампании-2019 Novayaepoxa.Com рассказал известный украинский политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций, вице-президент Украинской PR-Лиги, официальный представитель Международной ассоциации «Паблик Рилейшнз» (IPRA) в Украине, президент PR-агентства Bohush Communications Денис Богуш.

— Денис, Украина перманентно живет от виборов до виборов. Характерной особенностью украинских виборов, как, собственно, и в других странах постсоветского пространства является подкуп избирателей. Кандидаты щедро раздают своим выборцам продуктовые наборы, сувенирную продукцыю, деньги… В этом году гречка тоже будет актуальной?

— Гречка возникает или не возникает в зависимости о законе о выборах. То есть, если Закон о выборах будет изменен и у нас будет пропорциональная избирательная система, то гречка там уже не поможет. Если же у нас останется мажоритарный компонент, то гречка будет сеяться везде. Система подкупа будет огромная. И дело даже не в гречке, а в деньгах. Люди стали умнее, и одной гречкой их уже не возьмешь (улыбается – авт.)

— А насколько существует вероятность, что избирательную систему поменяют? Успеют ли до выборов?

— Конечно же, со стопроцентной долей вероятности можно говорить, что депутаты-мажоритарщики за пропорциональную систему не проголосуют. Кто же сам будет рубить сук, на котором сидит? Но может быть достигнут какой-то компромисс. Например, будет предложена система, которая существует и сегодня, то есть, половина депутатов проходит в парламент от партийных списков, а половина от мажоритарных округов, но границы округов при этом будут изменены. И еще возможны варианты. Я думаю, что избирательная система все-таки будет изменена уже на следующей парламентской сессии.

— Сколько будет стоить парламентская кампания для кандидата -мажоритарщика, если Закон о выборах все-таки не будет изменен в сторону пропорциональной системы?

— Столько же, сколько было и на прошлых выборах — минимум полмиллиона долларов, из которых 150-200 тысяч – это оплата членов избирательной комиссии. Но можно потратить и 12 млн долларов (такие прецеденты были с одним кандидатом), и при этом с треском проиграть. То есть, пределов глупости не существует.

— А вот те мажоритарщики, которые несколько подряд избирательных кампаний проходят от одного и того же округа – они не надоедают избирателям?

— Все по-разному. Если депутат хорошо работал на округе, если постоянно встречался со своими избирателями, помогал решать какие-то проблемы, то, естественно, у него есть все шансы стать депутатом вновь. Ну а если депутат после своего избрания в парламент испарился, и на округе о нем никто даже не слыхал и не помнит, какая фамилия у его депутата – то, естественно, получить очередной мандат ему будет гораздо сложнее.

— Предрекают, что президентские выборы будут наиболее численными с точки зрения количества кандидатов и зрелищными. О своем возможном участие в предвыборной гонке уже заявили не только известные политики, но и артисты, шоумены, комедианты ..

— Все это закончится, когда нужно будет платить 2,5 миллиона в ЦИК за участие в выборах. Тогда все эти комедианты сами собой отпадут в тот момент, как только они столкнуться с реальностью. Ведь деньги, которые они заплатят, в случае проигрыша уже не возвращаются. В стране многие недовольны нынешним президентом Порошенком. Недовольны недостаточным уровнем экономического роста, уровнем жизни, высокими ценами на коммунальные тарифы. Много чем недовольны. Тем не менее, многочисленные исследования показывают, что у Порошенка достаточно высокие шансы во второй раз возглавить страну… Когда все поймут, что президентом может стать Юлия Тимошенко, тогда проголосуют за нее.

— Кстати, по поводу Тимошенко. Она уже начала активную избирательную кампанию. За 9 месяцев до выборов она провела грандиозный форум «Новый курс Украины». Она не ругала действующую власть, а предоставила свое видение дальнейшего развития Украины, при этом всячески подчеркивая, что это не предвыборная агитация. Хотя все все прекрасно поняли. Не рановато ли Юлия Владимировна начала агитацию?

— Тимошенко очень технично начала свою избирательную кампанию. Таким образом она закрепляет свой результат. Еще раз повторяю, Тимошенко сейчас самый вероятный шестой президент Украины. Скорей всего во второй тур выйдут Порошенко и Тимошенко. Ведь даже если проанализировать местные выборы – когда там появляются новые политические силы, всегда реванш получают две политические силы — БПП и БЮТ. У них не только самый высокий рейтинг, но и самый мощный админресурс . Выборы – это и стратегия, и кампания, но самое главное – подсчет результатов. Если нет своих людей в комиссиях – ничего не будет. Выигрывает не тот, кто побеждает, а тот, кто считает. У Порошенко и Тимошенко будет как минимум по три технических кандидата. То есть, в каждой комиссии будет минимум по 6-8 человек от каждого из них. Вопрос – кто тут будет побеждать?

— Вы сейчас однозначно говорите, что во второй тур все-таки выйдут «аксакалы» украинской политики. Почему же так, ведь мы постоянно говорим о необходимости прихода к власти новых лиц, политиков новой формации? Ведь во Франции смогли же выбрать молодого неизвестного Макрона, несмотря на сумасшедшее российское лобби Ле Пен. Почему же мы постоянно наступаем на одни и те же грабли??

— Сейчас происходит реванш Тимошенко. Вот, к примеру, как в свое время победил Янукович? Он ничего практически не делал. Просто власть Ющенко была дискредитирована, хотя надежды на него полагались огромные. Поэтому Януковичу не надо было ничего делать, а просто пользоваться массовым недовольством действующим президентом. Ему нужно было просто сидеть в сторонке и тихо наблюдать, что он и делал. У Тимошенко такая же история. Этим форумом «Новый курс Украины» она сделала такую себе заявочку, мол, ребята, а кто кроме меня представил новое видение развития страны? А никто. А я вам по полочкам разложила, как вывести Украину на качественно новый уровень. Кроме того, раньше у нее был более популистский электорат, чем интеллектуальный. А сейчас она попыталась «подмять» под себя и интеллектуальную часть страны. И, кстати, ей это успешно удалось. Много трезвомыслящих людей подумало, что от популистских заявлений пора наконец переходить к делу и трезво оценивать сложившуюся в стране ситуацию, предлагать реальные пути выхода из кризиса и многие ей поверили.

— Есть ли специфика предвыборной работы у кандидатов с национальными меньшинами в Украине, с теми же азербайджанцами, грузинами, венграми или болгарами?

— Если говорить об общенациональном масштабе, то никакой специфики нет. Если говорить о мажоритарных округах, то представители национальных меньшин очень даже могут повлиять на результат выборов. Например, в Закарпатье огромная община венгров. Ведь из-за чего у нас сейчас возник конфликт? Они не учили украинский язык вообще, есть целые села в Закарпатье, где украинский язык вообще не знают. Новый Закон об образовании обязывает всех детей учить в школах государственный язык, при этом никаким образом не запрещая на равне с украинским изучать также венгерский. Тогда Венгрия подняла против нас бучу, мол мы ущемляем права венгров в Украине. Да мы наоборот создаем для них более широкие возможности для дальнейшего вступления в украинские вузы. Ведь раньше они не имели возможность поступить учиться в Киев, или в Харьков, или в Запорожье по той причине, что они совершенно не владели украинским языком. Поэтому у них был один путь – ехать учиться в Будапешт. В связи с принятием нового закона перед венграми открываются более широкие перспективы. А для Венгрии это крайне не выгодно. Они пытались их переманить, не исключаю, с дальнейшими претензиями на часть украинской территории, на которой компактно проживают венгры. Поэтому с молодым поколением различных национальных меньшин нужно особенно внимательно работать.

— Насколько сильным будет влияние Запада на этих выборах? Ведь миф о «сильной руке дядюшки Сэма» витает еще со времен Оранжевой революции? По таким мифам и Ющенко пришел к власти в результате руководимой американцами Оранжевой революции, и Порошенко залазил на броневик во время революции Достоинства по сценарию Запада.

— Да какое влияние? У нас демократическая страна, в которой происходят демократические выборы. Попробуй у еще у нас победить! Но если уж ты победил, то имеешь всю полноту власти в своих руках. Запад иногда нам может дать пару миллиардов долларов помощи. Америка может помогать или не помогать на международной арене в каких-то вопросах с Россией. Да, от такой помощи мы не отказываемся, нам она нужна. Особенно сейчас, во время войны с российским агрессором. Но. Чем меньше нам дают денег, тем больше мы независимы. Например, Греции дали 77 миллиардов долларов, а нам один. Кто зависим? Жизнь научила нас выживать благодаря собственным силам.

— Нельзя забывать, что выборы в Украине будут проводиться в состоянии войны. России не удалось полностью оккупировать нас силовым методом, поэтому сейчас они пытаются всяческими возможными и невозможными методами дестабилизировать ситуацию внутри страны – всевозможными провокациями, вербовкой агентов. Вспомним хотя бы недавнюю блестяще проведенную спецоперацию СБУ, которая предотвратила убийство известного российского журналиста Бабченко, который уже несколько лет живет и работает в Украине. А ведь в списке таких «бабченко», как сообщил глава службы безопасности Грицак, было до 60-ти человек – известных политиков, общественных деятелей, журналистов.

— Хочет того Россия или нет, выборы в Украине состоятся в любом случае. В полномасштабное военное наступление она не пойдет. Для этого им нужен какой-то повод. Россия сконцентрировала огромное количество военной техники на границах с Украиной. Она заняла выжидательную позицию, надеется на наши ошибки. В случае нападения, должны же они в ООН обосновать, какая была этому причина. Ну, например, убили кого-то в Украине за русский язык, или пересекли украино-российскую границу, быстренько там перестреляли мирное население и вернулись обратно (смеется – ред.) . Нет и не будет такого повода, более того, Украина, в отличии от России, четко придерживается Минских договоренностей. Конечно, они хотят влиять на выборы, но чем дальше, тем это меньше возможно. В информационной войне мы тоже нашли свое противоядие – российские каналы мы отключили, российские соцсети заблокированы. Конечно, они пытаются воздействовать на умы граждан через УПЦ московского патриархата, но все больше прихожан переходят к УПЦ киевского патриархата, и Украина сегодня как никогда близка к созданию автокефальной поместной церкви. Да, в стране развита целая агентурная сетка и мы должны четко понимать, что теракты не исключены. Но пока что СБУ удается предотвращать подобные проявления.

— А может, для того, чтобы себя максимально обезопасить, на время, до выборов по крайней мере, запретить массовые акции? Вот недавно в Киеве прошел «Марш равноправия» представителей сексуальных меньшинств. Мне показалось, что полиции было тогда гораздо больше, чем самих участников акции.

— Мы демократическая страна, которая движется в Европу. Для цивилизованного мира дикость запрещать подобные акции. Дикость – это когда Кадыров заявляет, что представителей нетрадиционной сексуальной ориентации нужно отстреливать. Украина – свободная страна и каждый имеет право на свое волеизъявление, даже если с ним кто-то не согласен.

— Кстати говоря, азербайджанская диаспора в Украине также не раз протестовала против действий, вернее, бездействия главы МВД Авакова. Они выходили на митинги протестов против отсутствия реакции силового ведомства на многочисленные факты «отжатия» бизнеса у представителей азербайджанской общины, похищений и даже убийств. А МВД молчит.

— МВД молчит не только в отношении азербайджанцев, МВД молчит и по отношению к украинцам. Например, у нас есть целый регион, где незаконно добывают янтарь. Там что-то вроде своей отдельно взятой коррумпированной республики, куда ни полиция, ни СБУ, ни армия доступа не имеют. Поэтому они очень часто не работают и против такой коррупции. Ну а сам факт, что и азербайджанцы, и грузины, и представители других национальностей могут открыто выйти на митинги протестов и их при этом не собирается никто разгонять, сажать в СИЗО, преследовать, еще раз говорит о высоком уровне демократии в нашей стране.

— Хочу поговорить о перспективах Минских соглашений. С понедельника было объявлено очередное «хлебное перемирие». Какое уже по счету… И результат? Обстрелы позиций ВСУ как продолжались, так и продолжаются… Может, пора искать какую-то другую форму переговоров?

— Минские договоренности приостановили дальнейшее продвижение российской армии вглубь Украины. Мы в наступление пойти не можем – нужно объективно оценивать ситуацию, наши силы не равны, нас разнесут в пух и прах. Да и все мировое сообщество тогда откажется предоставлять нам какую-либо помощь. В Кремле просто не ожидали, что мы 4 года сможем терпеливо удерживать свои позиции. Вот лежала у Путина аналитическая записка: у них ничего нет, армия развалена, техники нет, самолеты не летают – без проблем можно дойти до Киева. А тут оп – и стена. Волонтеры, добровольцы, вся страна объединилась против российского агрессора, остановили русские войска. И на сегодняшний момент альтернативы Минским соглашениям – хорошие они или плохие – я не вижу.

— Вот вы говорите, что Путин не ожидал, что мы будем так долго терпеть. Возьмем, к примеру, пример Нагорный Карабах. Около тридцати лет там продолжается военный конфликт. Не ожидает ли нас такая же участь, коль мы такие терпеливые?

— С Крымом такое точно может быть. Но если Украина сможет себя толково повести во всех международных судах, в лоббировании украинских интересов в международных организациях, то может случиться так, что Крым станет просто не выгоден России. Сегодня Крым засыхает, весь северный и центральный Крым превращается в пустыню без украинской воды. Кроме того, нужно, чтобы крымчане сами поняли, что с Украиной будет лучше. Ведь до аннексии они себя никак не ассоциировали с Украиной. Они были полностью обработаны российской пропагандой. Сейчас им нужно пройти тяжелые уроки реалий. И рано или поздно они поймут, что с Украиной им легче и выгодней. Тогда процесс возвращения Крыма в Украину потихоньку, очень медленно, будет запущен.

— Вы вспомнили о конфликте в Нагорном Карабахе. Что может сдвинуть ситуацию с мертвой точки и положить конец этой кровопролитной войне между азербайджанцами и армянами?

— Все зависит от общественного мнения армян и общественного мнения азербайджанцев. Нужно детально изучить, сколько жителей Карабаха считают его армянской территорией. Если 100% — то и не нужно ничего предпринимать. Если же иначе – тогда Азербайджану нужно проводить мощную информационную политику, объединять семьи, снимать фильмы, встречаться, обмениваться. Ну а если новое руководство Армении захочет сделать шаг навстречу Азербайджану и сесть за стол переговоров – тогда можно будет говорить о мирном урегулировании конфликта. Политика – это искусство невозможного. Вот например, кто думал, что Ким Чен Ы вообще захочет отказаться от ядерного оружия? Но случилось же такое чудо и у Трампа нашлись какие-то свои аргументы. Ну а касательно силового разрешения проблемы в Карабахе — пока на территории Армении стоят российские военные базы — а они там стоят специально для того, чтобы поддерживать замороженный конфликт, чтобы Азербайджан с Арменией не дай Бог не договорились — силовой сценарий развития событий невозможен. Слишком неравные силы. Любые коммуникации Алиева и Пашиняна для Путина крайне не выгодны.

Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com из Киева