Политолог: «Турция в состоянии войны и в военное время необходима монолитность власти»

Вчера в Турции прошел референдум по внесению изменений в ряд пунктов действующей Конституции.

Как передает Novayaepoxa.Com со ссылкой на Центризбирком Турции, сторонники внесения изменений в Конституцию страны оказались в большинстве.

По последним данным в референдуме в Турции «За» внесения поправок в Конституцию Турции проголосовало 51,3%, а «Против» проголосовало 48,7% избирателей.

Как стало известно из результатов голосования, в ряд пунктов турецкой Конституции будут внесены изменения и страна перейдет к президентской форме правления.

Отметим, что по стране работали около 170 тысяч избирательных участков. Граждане Турции полосовали по поводу внесения 18 поправок в Конституцию Турции. Участникам референдума предлагалось решить, проводить ли конституционные изменения, предусматривающие установление президентской формы правления вместо парламентской.

После одобрения поправок, выборы президента и депутатов пройдут одновременно 3 ноября 2019 года.

Как повлияет на экономическое и политическое развитие Турции данный референдум, и как после этого будут развиваться отношения официальной Анкары с ведущими мировыми державами, нам помог разобраться известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов, который ответил на вопросы Novayaepoxa.Com.

— Фикрет муаллим, коротко прокомментируйте результаты минувшего референдума в Турции…

— Итоги показали, что они не столь однозначны. Однако, несмотря на то, что абсолютной поддержки нет, но тем не менее, большинство высказалось «За». Результаты данного референдума фактически говорят нам о том, что это была общественная потребность. Эрдоган отчетливо понимал, ставя этот вопрос на всеобщее голосование, что у него есть поддержка, он опирался на определенное большинство, и президент Турции не просчитался, так как по итогам референдума завоевал практически большинство голосов.

— Что это даст Турции? Усилит ли это развитие страны, как в экономическом, так и политическом плане, ведь отношение многих экспертов к происходящим политическим процессам в Турции довольно неоднозначно?

— Именно политические процессы, происходящие в Турции и за ее пределами, стали главной причиной того, что были внесены поправки в конституцию страны и вопрос был поставлены на референдум. Дело в том, что именно в сложные времена, как показывает история международных отношений, руководителям порой требуется больше полномочий, что способствует сохранению стабильности в стране и отражению тех угроз, с которым сталкивается государство. Не будем забывать, что подобные случаи в истории были. Например, во время Второй мировой войны Рузвельт практически, нарушив существующую конституцию США, вместо положенных двух, избирался на три срока, так как все это происходило в военное время и была необходимость в монолитной власти, твердых решениях и обладании президентом широких полномочий. Поэтому, когда страна попадает в сложную ситуацию, как политическую, так и сталкивается с какими-то вызовами, то данные решения являются естественными процессами.

Что касается Турции, то там достаточно нестандартная внутриполитическая ситуация. Здесь и курдский фактор (многолетняя война ), и сирийский кризис по соседству, и значительное число беженцев, которые сейчас практически живут на территории Турции, и многие другие проблемы, с которыми приходится сталкиваться Турецкой Республике. Нельзя забывать и о постоянной угрозе терроризма, расположение по соседству с неспокойным регионом и т.д. Естественно, это требует внесения каких-то изменений и поправок, и наверняка, расширение полномочий президента и усиления его власти, думаю, приведет к большей стабильности в стране и более самостоятельному внешнеполитическому курсу, который проводит официальная Анкара.

— Как, по-вашему, будут ли оппозиция оспаривать результаты голосования?

— Конечно, предпримет. Оппозиция будет пытаться оспорить результаты голосования. Они будут говорить о каких-то нарушениях, фальсификации и прочем. Это естественный процесс на каждом голосовании. Не будем забывать, что значительный процент избирателей проголосовал против референдума, и в Турции есть силы, которые их поддерживают. Поэтому протесты оппозиции исключать нельзя. Но в конечном итоге вряд ли их голос сможет повлиять на результаты этого референдума, даже если положительно проголосовал 51 процент избирателей, то у Эрдогана достаточно полномочий, чтобы воспользоваться этим и, конечно, же, обосновать свою позицию в отношении своих политических оппонентов. Конечно, противники этого референдума есть, они будут, наверняка, пройдут какие-то митинги, шествия, высказывания, заявления, но я думаю, что это никак не повлияет на результаты всенародного референдума.

-Как будут развиваться отношения Турции с Евросоюзом и Западом после референдума?

— Если речь идет о Евросоюзе, то отношения Турции с Союзом понятны. ЕС не собирается и не планирует принимать Турецкую Республику в свои ряды потому, что на протяжении многих лет этот Союз просто держал Турцию в своем предбаннике, ставя перед ней все новые и новые условия.

Что касается США, то здесь особая линия взаимоотношений. Дело в том, что Турция нужна Америке. Она является членом НАТО, практически защищает южные рубежи этого блока, а также обладает второй по численности и мощи армией стран-членов НАТО. Поэтому я думаю, что в этом плане и в плане борьбы с терроризмом, сохранения стабильности в регионе, американцы не будут заниматься словесной казуистикой и делать какие-то антитурецкие заявления, потому что даже если кто-то и недоволен, то в конечном итоге страна сама решает, как ей быть и в каком ракурсе двигаться дальше, тем более, что речь идет о всенародном референдуме, где большинство определяет тот или иной внешнеполитический и внутриполитический курс страны.

— А российско-турецкие отношения…?

— Отношения с Россией, по моему мнению, не претерпят серьезных изменений. Конечно, будут наблюдаться определенные проблемы, которые связаны не с результатами референдума. В российско-турецких отношениях при всей схожести позиций по ряду международных проблем иногда возникают определенные проблемы и шероховатости. Они связаны с ситуацией на Ближнем Востоке, с положением в самой Сирии, с отношением России к Башару Асаду и сирийским курдам и т.д. Однако, я думаю, что руководители двух стран все-таки будут искать какой-то взаимоприемлемый консенсус, потому что в ныне сложившейся ситуации они просто обречены на это, у них общие задачи, вызовы и проблемы, с которыми нужно бороться сообща. Хотя появление каких-то проблем у официальной Анкары, как с Москвой, так и Западными странами, конечно, исключать нельзя.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com