Выгодное географическое расположение Азербайджана обуславливает участие ее в глобальных региональных проектах
Таким мнением поделился Novayaepoxa.Com российский политолог Виталий Арьков.
«Начну, конечно же, с энергосферы и конкретно с экспорта углеводородов, как по-прежнему ключевом факторе для экономик всех тех государств. И Тегеран, и Баку, и Москва стремятся выйти из-под зависимости от формируемой другими игроками рынка мировой конъюнктуры, а оказывать серьезное влияние на данный процесс. Совместно делать это трем крупным экспортерам сподручнее», — отметил политолог.
По его словам, если удастся привлечь на свою сторону также Казахстан и особенно Туркменистан, то Каспийская пятерка вполне может составить конкуренцию ОПЕК, куда входит Иран, но объединение фактически выстроено под Саудовскую Аравию.
Эксперт также добавил, что нельзя забывать, что и в собственных политических интересах, и поддерживая экономические интересы Эр-Рияда новая вашингтонская администрация грозится не просто вернуться к международным экономическим санкциям в отношении Тегерана, но и значительно усилить их.
«В этой связи актуален вопрос о каналах реализации иранской нефти в обход санкций. Предположу, что во время переговоров за закрытыми дверями между Путиным, Роухани и Алиевым речь шла в т.ч. и об этом.
Продолжая тему энергосферы, конечно же нельзя обойти вниманием АЭС в Бушере, где год назад специалистами Росатома начато строительство второй очереди из двух энергоблоков стоимостью свыше 10 млрд долларов. Ее запуск запланирован на 2024 год. Первый энергоблок был передан иранской стороне летом 2015 года. Суммарная мощность двух энергоблоков второй очереди АЭС составит свыше 2 тысяч МВт в год. Однако официальный Тегеран уже не раз заявлял о потребности в электроэнергии, производимой на атомных электростанциях, в объеме не менее 20 тысяч МВт», — добавил он.
По мнению Арькова сотрудничество с Росатомом Ирану позволит решить эту задачу – согласно ранее подписанным соглашениям, Россия построит в Иране восемь энергоблоков АЭС.
«Для работы над проектами планируется привлечь максимальное число иранских специалистов. Российская сторона обеспечит обучение иранских специалистов в области соответствующей технической поддержки АЭС. Все работы проводятся под контролем МАГАТЭ, ядерное топливо для иранских АЭС на протяжении всего их жизненного цикла будет изготавливаться в России, и в Россию же будет возвращаться отработавшее ядерное топливо, что является выгодной сделкой и для госкорпорации, и для экономики России в целом. Да и для экономики Ирана также, поскольку в случае дальнейшего развития атомной энергетики Тегеран сможет экспортировать полученную таким образом электроэнергию соседям по региону», — подчеркнул аналитик.
Политолог также сказал, что Россия параллельно строит в Иране тепловые электростанции – в частности, в Бендер-Аббасе, благо с топливом для них у Тегерана нет проблем.
«Новая ТЭС позволит РЖД электрификацировать железнодорожную линию Гармсар-Инче Бурун протяженностью почти в полтысячи километров. Соглашение об этом было подписано в ходе визита Владимира Путина в Тегеран в ноябре 2015 года, а контракт с «Железными дорогами Ирана» — в марте с.г. Документ предусматривает также поставку в Иран локомотивов и подвижного состава российского производства («Уралвагонзавод»).
В модернизации отрезка Гармсар-Инче Бурун Москва заинтересована не меньше Тегерана, поскольку он является восточной веткой международного транспортного коридора «Север-Юг». В настоящее время поданному отрезку перевозится порядка миллиона тонн грузов в год, после модернизации показатели значительно возрастут», — считает аналитик.
Говоря об Азербайджане эксперт сказал, что выгодное географическое расположение Азербайджана, равно как исторически сложившиеся добрососедские и родственные связи с иранским и российским народами, обуславливают активное участие Баку в реализации данного масштабного транспортного проекта (контейнерные железнодорожные перевозки грузов), связывающего Атлантический океан с Индийским кратчайшим сухопутным путем, к тому же менее затратным по финансам и времени – в сравнении с морским через Суэцкий канал. Где, к тому же, с завидным постоянством появляются сомалийские пираты.
«Учитывая все возрастающее объем торгово-экономических отношений государств двух макрорегионов (Европа и Южная Азия), для Азербайджана транзит грузов (формирование и обслуживание транспортной и логистической инфраструктуры) позволит уже в среднесрочной перспективе решить вопрос с созданием надежной альтернативы экспорту углеводородов, все менее стабильного как источник наполнения государственного бюджета и инвестнасыщения внутренней экономики», — резюмировал он.
Ниджат Гаджиев