Власти Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов пообещали перевести $100 млн на счета благотворительной организации, создать которую предложила дочь американского президента Иванка Трамп, передает CNN.
Иванка Трамп во время апрельского визита в столицу ФРГ выступила с инициативой создания фонда, который, в частности, выделял бы кредиты женщинам на Ближнем Востоке, занимающимся предпринимательством.
Wall Street Journal сообщил, что управлять благотворительной организацией будет Всемирный банк. Процесс учреждения фонда продолжается.
В настоящее время Иванка занимает должность помощника президента США. До инаугурации Дональда Трампа она выпускала собственные коллекции ювелирных украшений, обуви и аксессуаров. Она также активно помогала отцу вести избирательную кампанию.
На вопросы Novayaepoxa.Com отвечает известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов.
— Фикрет муаллим, прокомментируйте, пожалуйста, участие на саммите глав мусульманских стран скандально известного президента США Дональда Трампа, который по своим взглядам сильно отличается от своих предшественников. Как, по-вашему, этот саммит был собран по инициативе Трампа?
— Думаю, желание было обоюдным. С одной стороны это та часть арабских государств, которые проводят прозападную политику, ориентируясь на западные американские ценности, участвуют в различных коалициях с западными странами и т.д. С другой стороны было желание самих Соединенных Штатов, ведь новый президент Дональд Трамп хочет быть ближе к арабскому миру, который его поддерживает, не забывая тот факт, что в настоящее время на Ближнем Востоке происходят довольно сложные неоднозначные процессы. В этом контексте желание США реализовать свои интересы в этом регионе, использовать своих партнеров и союзников в исламском мире и на Ближнем Востоке вполне отвечает интересам этой страны и логике происходящих событий.
— Можно сказать, что Америка открывает новую страницу в отношениях с мусульманским миром?
— Я бы воздержался от громких заявлений по поводу новой страницы в отношениях между США и исламским миром. Здесь основной показатель близость интересов, например, поставки вооружения (стало известно, что США поставят оружие в Саудовскую Аравию на сумму 100 млрд. долларов, а также другим государствам Персидского залива, которые поддерживают и участвуют в различных коалициях вместе с США и западными странами). Вообще, сам по себе шаг в сближении США со своими партнерами в исламском мире очень важен, поэтому местом проведения этого саммита не случайно был избран Эр-Рияд, ведь Саудовская Аравия является многолетним союзником США не только в Заливе, но и в регионе Ближнего Востока. Я думаю, что данный саммит, встречи и договоренности заложат основу нового этапа развития взаимоотношения между Америкой и странами исламского мира.
— На саммите Трамп открыто призвал мусульманские страны изолировать Иран от исламского мира. Чем это может обернуться для Тегерана?
— Здесь нет особой новизны. Страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией переживают довольно сложные и натянутые отношения с Исламской Республикой Иран. Эти отношения всегда отличались достаточно высокой степенью напряженности и натянутости. Изолировать полностью Тегеран – не удастся, потому что Иран довольно мощное государство в регионе, которое имеет свои собственные интересы, стремится их реализовывать вместе со своими партнерами. Например, в сложившейся ситуации Иран вместе с Россией присутствует на территории Сирии, контактирует с правительством Башара Асада, участвует в боевых действиях и спецоперациях, отражает атаки оппозиционных сил и т.д. Конечно, полной изоляции Ирана произойти не может, но к дальнейшему обострению отношений арабских стран Персидского залива с Ираном это привести может, так как арабские страны, чувствуя поддержку США, ужесточат свои взаимоотношения с Ираном и эти отношения перейдут в более сложный формат, что не будет способствовать восстановлению стабильности в регионе.
— Как, по-вашему, на это может отреагировать Иран?
— Иран может ответить на какие-то конкретные шаги в отношении себя, если они будут. Думаю, до боевых и силовых действий дело не дойдет. Все будет происходить в рамках торгово-экономической изоляции, введения каких-то санкций, отсутствия дипломатических отношений, принципов прекращения отношений с Ираном по различным направлениям. Конечно, это для Ирана не радостная новость. Думаю, от этой новости Тегеран особую радость испытывать не будет и не должен. Но в целом Иран уже на протяжении долгих лет живет в условиях санкций и даже соглашение по ядерной программе с шестеркой западных стран пока еще не полностью сняло все санкции, которые были введены против Исламской Республики. Скажу, что от Ирана тоже многое зависит. Недавно там был избран новый президент. Это более гибкий маневренный политик, более реалистично оценивающий сложившуюся ситуацию. Если он сумеет вывести страну на более высокий уровень взаимоотношений с исламским миром, то, конечно, стране будет легче. В противном случае иранская экономика будет испытывать большие затруднения и сложности.
— На саммите глав мусульманских стран, который состоялся в Саудовской Аравии, участвовали лидеры мусульманских государств бывшего СССР, в том числе Нурсултан Назарбаев, Ильхам Алиев. Как, по-Вашему, отреагирует на это Кремль?
— Азербайджан уже давно перестал оглядываться на мнение каких-то стран и государств, так как внешнеполитический курс официального Баку в достаточной степени сбалансирован. Азербайджан, сближаясь с одними странами, абсолютно не вступает в какой-то конфликт с другими государствами. С Россией у нас достаточно близкие партнерские взаимоотношения в формате стратегического сотрудничества, от которых мы отказываться не собираемся. Что касается Саудовской Аравии, то это страна, с которой мы поддерживаем военно-техническое сотрудничество, экономическое, мы страны экспорты нефти, в этой сфере также существует определенная координация действий. К тому же, мы являемся частью исламского мира и с этим надо считаться, кто бы как на это не реагировал.
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com