Погасла звезда азербайджанского баритона: воспоминания его друзей и близких – ФОТО

Известный азербайджанский оперный исполнитель, Заслуженный артист Азербайджана, роскошный баритон Мухтар Меликов скончался на 59-ом году жизни в Антальи, — сообщили Novayaepoxa.Com друзья Меликова.

Согласно информации, Мухтар Меликов скончался в ходе тяжелой операции.

На днях исполняется 40 дней со дня кончины этого замечательного человека и певца, который великолепно исполнял азербайджанские песни, и даже переехав в Турцию, никогда не забывал свою Родину Азербайджан.

В Меликове сочетались природный талант и хорошая школа, являющиеся определяющим качеством музыканта-профессионала. Петь Мухтар Меликов начал с детства, голос у него был звонкий и сильный, слух очень хороший, и пение его было замечательным. В школьном возрасте он стал петь в детском хоре при Доме пионеров и в детском хоре Азгостелерадио.

Учась в профтехучилище, Мухтар Меликов стал посещать кружок «Юные голоса» при Клубе профтехобразования. А потом была армия, где он пел в ансамбле Краснознаменного округа противовоздушной обороны и в составе этого коллектива объездил с гастролями весь юг Союза. Затем Меликов учился в Азербайджанской консерватории.

В 1985 году Меликов стал лауреатом VII Закавказского конкурса музыкантов-исполнителей, завоевав вторую премию, что дало ему право быть зачисленным в стажерскую группу солистов Оперного театра.

В 1987 году в Баку проходил XII всесоюзный конкурс вокалистов имени Глинки. Мухтар Меликов принял в нем участие, удачно выступил и стал дипломантом. К тому времени его перевели из стажеров в основную труппу артистов Оперного театра.

В 1991 году Мухтару Меликову было присвоено звание заслуженного артиста Азербайджана.

В его репертуаре были партии Онегина из оперы «Евгений Онегин» Чайковского и Марселя из «Богемы», Шарплесса из «Чио-Чио Сан» Пуччини и Сильвио из «Паяцов» Леонкавалло, Белькоре из «Любовного напитка» Доницетти и Жермона из «Травиаты» Верди.

На успешную карьеру певца не повлияли даже трудные 90-е годы, правда, спектаклей ставилось все меньше и меньше: сказывались финансовые трудности, уровень постановок катастрофически падал, но были гастрольные концерты: в России, Турции, Германии, на Мальте, Кипре, в Великобритании.

В апреле 1998 года состоялся сольный концерт Меликова в Вене. Была подготовлена большая программа, включавшая в себя произведения Страделлы, Доницетти, Моцарта, Верди, Рахманинова, Шумана, Кальмана, Гаджибекова, Тофика Кулиева. Концерт прошел с огромным успехом. Вот тогда-то певца заметили и высоко оценили присутствовавшие в зале турецкие дипломаты. Вскоре последовало приглашение занять пост солиста только, что открывшегося Оперного театра в Анталье.

В 2004 году Мухтар Меликов был приглашен в Оперный театр Анкары спеть главную партию в опере «Евгений Онегин» и остался там работать. Меликов был единственным штатным солистом Театра Антальи.

Мухтар Меликов долгое время пел в театре Антальи, но после неудачной операции, к сожалению, потерял голос и работал педагогом по вокалу.

Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с друзьями и близкими Мухтара Меликова, которые поделились своими воспоминаниями об азербайджанском баритоне.

Фарида Мамедова, заслуженная артистка Азербайджана

«Баритон Мухтар Меликов, некогда гордость нашей сцены. В самом разгаре своих вокальных возможностей был приглашен в новосозданный Анталийский оперный театр в состав основной труппы. Спел большое количество партий, пока болезнь и тяжелая операция, в ходе которой были задеты голосовые связки, не вынудили его отойти от активной вокальной деятельности и заняться подготовкой новых кадров.

Помню Мухтара молодым, полным сил и творческой энергии. Наше первое заочное знакомство состоялось в далекие 80-ые годы на спектакле «Евгений Онегин»- должны были приехать гастролеры на главные партии, но перед спектаклем зрителям объявили, что петь будут свои… Мы решили не возвращать билеты и остаться — и не прогадали, так как именно тогда я открыла для себя талант Мухтара. Ему было уже за 30, а я была еще подростком, и едва ли могла подумать, что спустя всего несколько лет судьба постоянно станет сталкивать нас как в опере, так и в многочисленных концертах, где он — уже зрелый и опытный певец, а я — погрязшая в идеализме молодая вокалистка — споем немалое количество дуэтов и романсов, путешествуя с одной сценической площадки на другую, делясь проблемами, приобретая общих друзей и почитателей, поднимая друг за друга тосты, зарабатывая свою первую валюту в тяжелые 90-ые годы и смеясь над очередной байкой…. Жизнь казалась столь беззаботной и полной надежд, но кто бы знал, что реальность окажется совсем другой…. Покойся с миром, дорогой Мухтар, ты навсегда в наших сердцах! Кто бы мог подумать, что наша встреча с Мухтаром в Турции два года назад окажется последней»

Юрий Саюткин, доцент БМА, доктор философии по искусствоведению, лауреат республиканского конкурса пианистов

«С Мухтаром мы впервые соприкоснулись в совместных концертах, которые организовывало общество «Центр русской культуры Азербайджана», возглавляемое доцентом БМА, ныне покойной, Бариновой Светланой Николаевной. В то время я входил в состав художественного совета Центра (приблизительно 1997-2001 год). У нас с Мухтаром были очень теплые и взаимоуважительные отношения. Это были замечательные творческие вечера в лучших концертных залах Баку. В наши редкие встречи здесь, в Антальи, мы всегда с ним об этом вспоминали. А теперь мне очень жаль, что наша обоюдная занятость не позволяла нам видится чаще. Ужасно, что человек может так внезапно уйти…».

Магеррам Гусейнов, молодой талантливый азербайджанский баритон, лауреат международных конкурсов, в настоящее время обучающийся в Италии

«Про Мухтара Меликова я услышал, будучи маленьким мальчиком, когда ходил на занятия к моему педагогу Светлане Мирзоевой. Она мне рассказывала про него, про его прекрасный тембр. Мы слушали его записи. К тому времени Мухтар бей был солистом оперного театра в Антальи. Мне очень жаль, что я не смог познакомиться с ним лично. И, к большому сожалению, после его переезда из Азербайджана информации о нем было очень мало, а записей я больше не встречал. Как молодой певец могу сказать: мы теряем наших выдающихся соотечественников и это очень больно, но молодое поколение должно взять эстафету в свои руки и продолжать начатое им нелегкое дело для развития нашей культуры. Мы должны рассказать молодому поколению про достижения этого великолепного баритона. Мы всегда будем помнить тебя, наш Баритон… Светлая память!»

Медина Туганова, оперная певица, которая на протяжении 20 лет живет и работает в Турции. Выпускница Бакинской музыкальной академии (меццо-сопрано) — является ведущей солисткой Государственного театра оперы и балета Антальи со дня его создания в 1999 году.

«Я пришла в театр через 4 месяца, после его открытия. Мухтар уже работал там вместе с нашими соотечественниками хормейстером Бебиетой Векиловой и концертмейстером Марвидой Гусейновой. Мухтар Меликов первый иностранный солист Анталийского оперного театра. В те годы он блистал своим неповторимым тембром. Это был опытный солист, по сравнению со всеми нами, только начавшими свою карьеру певцами.

Средний возраст труппы тогда был 25 лет. Мухтар был для нас примером профессионализма. Он с удовольствием помогал нам, если были какие-то вопросы. Вообще, он был очень общительным человеком. Здорово было с ним на пикниках. Его шашлык ни с чем нельзя сравнить! Просто таял во рту! Он очень любил возиться с мангалом.

Вообще очень любил природу. Его мечта была купить домик с маленьким садиком и сажать цветы. Эта его мечта сбылась. Он разбил небольшой огородик перед домом. А это пальма, которую Мухтар посадил 3 года назад перед фасадом оперного театра. За эти годы она подросла и стала памятью о нем нашему театру.

Конечно, огромной травмой стала для него неудачная операция на горле, в ходе которой были задеты голосовые связки. Это самая страшная трагедия, которая может произойти с певцом. После этого Мухтар стал преподавать вокал молодым певцам при театре.

Моя последняя фотография с ним сделана несколько месяцев назад. К нам в гости приезжала из Баку сопрано Элеонора Мустафаева. Очень жаль, что всё так случилось. Слишком рано оборвалась его жизнь. Мне до сих пор не верится, что я больше не увижу его, подъезжающим на велосипеде к служебному входу, улыбающегося, и не услышу: «Привет, Мединочка! Как дела?»

Земфира Исмайлова, заслуженная артистка Азербайджана

«До переезда в Анталью Мухтар был частым гостем в нашем доме. Мы часто беседовали во время застолий. Мухтар был очень общительным и коммуникабельным человеком, всегда рассказывал интересные истории, шутил. Он обладал отличным чувством юмора.

Мы вместе с ним принимали участие в опере «Кёроглу»: я исполняла партию Нигяр, а Мухтар – Али киши. Помимо этого, мы вместе выступали в опере «Травиата», где он воссоздавал образ Жермона. Эти спектакли до сих пор живы в моей памяти, словно это было вчера. Это было замечательное время, нам работалось интересно.

Мне очень нравилось исполнение Мухтаром партии Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Вообще, он ответственно относился к своей профессии, к любимому делу, за что его так любили зрители, ведь его пение могло затронуть сердце любого слушателя, посетившего концерт. Я три года проработала в Анталье по контракту. В те годы мы с Мухтаром виделись намного чаще, общались, обсуждали новые постановки. Очень жаль. Большая утрата! Светлая память!»

Наргиз Керимова, заслуженная артистка Азербайджана

«Мои воспоминания о Мухтаре самые теплые и светлые… Мухтар был очень добрым, простым в общении, доброжелательным и светлым человеком! С прекрасным чувством юмора, очень любил шутить! Всегда тактичный, галантный, с врожденным чувством достоинства… Талантливый певец с благородным, бархатным тембром голоса… Его искреннее, яркое исполнение никого не оставляло равнодушным! Он, что называется, мог заворожить публику, «держать зал»! Знаете, я всегда была уверена, что только духовно богатый человек, наполненный светом доброты, благородства, искренности и любви может дать зрителю и слушателю неповторимые минуты счастья… именно таким и был Мухтар… Светлая память… Allah rehmet elesin! »

Малахат Исмайлова, азербайджанская пианистка, заслуженная артистка АР, в настоящее время работающая в государственном театре опере и балета Анкары.

«Теплый, искренний, эмоциональный, родной… Моя мама очень любит русские романсы, она пела их, играя на гитаре. Когда я впервые услышала, как Мухтар поет эти романсы, сразу поняла, родной души человек. Мы часто музицировали в опере. Помню, как-то аккомпанировала ему на концерте романс на стихи Есенина «Письмо к матери» (Ты жива еще моя старушка). Мухтар исполнял этот романс просто великолепно. У него был прекрасный голос и большая душа, что необходимо для исполнения романсов.

У Тофика Кулиева есть сборник под названием «Песни сердца». Это песни нашей юности. Мы исполняли все композиции из этого сборника. Среди них была песня «Встреча у моря». Я как-то сыграла ему эту песню и предложила спеть. Композиция ему понравилась. Помню, был концерт, посвященный Тофику Кулиеву, и Мухтар должен был спеть «Sənə də qalmaz».
После Мухтар мне рассказывал: «Стою за кулисами и вдруг слышу, как исполняют нашу песню («Встреча у моря») на два рояля Чингиз Садыхов и сам автор — два гиганта, после должен был выступать я. Еле собрался…»

Когда он переехал в Турцию, мы здесь не встречались, чаще общались по телефону. Мы жили в разных городах и много лет не виделись, но я потеряла близкого по духу человека… очень обидно…

В Турции его очень любят, все о нем тепло отзываются. Я думаю, что на Родине Мухтара тоже очень любят и помнят. Вечная память доброму светлому человеку».

Эйюб Алиев, виолончелист, друг Мухтара Меликова

«Я познакомился с Мухтаром муаллимом в 1996-1997-ых годах в оркестре «Новруз», где он был солистом. Это был очень добрый, благородный и отзывчивый человек с отменным чувством юмора. Расскажу вам интересный случай из жизни. Порой, когда Мухтар муаллим спрашивал — «Эйюбчик, сигареты есть?», и я очень часто отвечал – нет. Дело в том, что тогда я учился в Консерватории на платном отделении. Естественно, у студента, тем более проходящего обучение на платном факультете, вообще не было денег (смеется). Он выходил, покупал сигареты, угощал сигаретой, зная, что я курю, а после репетиции отдавал мне пачку Мальборо, говоря «Пусть у тебя останется, я редко курю». Это был человек с большой буквы. Он был не просто замечательный музыкант (певец), истинный мастер своего дела, но и символ мужества, честности, порядочности, смелости! Добрый, отзывчивый, всегда готовый помочь не только близким, но и всем окружающим его людям. Это большая потеря для мира искусства Азербайджана».

Хасан Анами, известный оперный певец (тенор), заслуженный артист АР, бывший солист Азербайджанского академического театра оперы и балета

«Мы с Мухтаром несколько лет вместе работали в театре оперы и балета. Тогда я только начинал, а Мухтар уже был опытным солистом и вокалистом. Он был очень веселым, жизнерадостным человеком, всегда помогал своим друзьям и общался со всеми на равных, никогда не ставил себя выше других. Всегда с большой заботой относился к молодым вокалистам, помогал им, делился опытом.

Мы несколько раз вместе выступали на концертах. Затем он уехал в Турцию и там продолжил свою профессиональную деятельность. После этого наши дороги редко пересекались. Мухтар Меликов навсегда останется в истории азербайджанского и мирового оперного искусства. Я всегда с большим удовольствием слушал его выступления. У Мухтара был замечательный тембр. К сожалению, живя на большом расстоянии, друг от друга мы не имели возможности часто видеться, а больше общались виртуально. Светлая память! Царство небесное!»

Некоторыми фотографиями из личного архива с нами поделился друг Мухтара Меликова Назим Али Азад оглы.

Редакция информационно-аналитической онлайн газеты выражает соболезнования близким и друзьям Мухтара Меликова.

Allah rəhmət eləsin!

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com