Почему США и Израиль не соблюдают резолюцию ООН о выводе войск из оккупированных арабских территорий?
О признании Голанский высот израильской территорий, о том, к чему это может привести на Ближнем Востоке, рассказал в интервью Novayaepoxa.Com, иранист, эксперт по Ближнему Востоку Василий Папава.
— Президент США признал суверенитет Израиля над Голанами. Как вы оцениваете данный шаг Трампа, и к чему он приведет?
— Признание Соединенным Штатами полного суверенитета Израиля над Голанскими высотами, которое имеет стратегическое значение для безопасности Израиля, явилось для многих сюрпризом. Ни одно государство еще не признало претензию Израиля на территорию, которую он захватил у Сирии во время 6-дневной войны 1967 году и официально аннексировал в 1981 году. Международные усилия по урегулированию данного вопроса в ходе многочисленных переговорах между двумя странами не увенчались успехом.
22 ноября 1967 года, Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 242, требующую «установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, который должен включать применение обоих нижеследующих принципов: 1) вывод израильских вооружённых сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта 2) прекращение всех претензий или состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или её применению».
Изначально, часть арабского мира отвергла резолюцию 242. Завязанные в конфликте арабские страны на саммите в Хартуме (Судан) (29.08.67 — 01.09.67) приняли декларацию, вошедшую в историю как «Три нет»:
1) Нет — миру с Израилем!
2) Нет — признанию Израиля! 3)
Нет — переговорам с Израилем!
Соответственно, Израиль также не выполнил ту часть резолюции, которая призывала его вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе конфликта, на том основании, что вопрос о выходе мог быть рассмотрен лишь в контексте всеобщего урегулирования. Невыполнению Израилем требований резолюции способствует также тот факт, что решение Совета безопасности ООН носит лишь рекомендательный характер, а не обязывающий.
В октябре 1973 году арабские государства, с целью вернуть территорию, потерянную в 1967 году, вновь напали на Израиль. После некоторых территориальных потерь в начале войны, в том числе и на севере, израильтянам все-таки удалось отбить стратегически важные Голанские высоты. Во время этой войны Израиль оккупировал дополнительный участок площадью 510 квадратных километров, но он был возвращен год спустя в результате сделки с Дамаском, в ходе которой была проведена линия прекращения огня и создана демилитаризованная буферная зона, контролируемая силами наблюдателей ООН.
Лишь после этой новой войны израильтяне законодательно аннексировали часть Голан в 1981 году. То есть, на нарушение арабами резолюции 242 израильская сторона ответила своим собственным нарушением.В декабре 1981 года на область Голан решением Кнессета была распространена израильская юрисдикция. Резолюция Совета Безопасности ООН 497 от 17 декабря 1981 года считает эту область частью сирийских оккупированных территорий. Аннексия была также осуждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 году. В официальных документах ООН контролируемая Израилем территория Голан именуется как «оккупированные сирийские Голаны».
Израиль обеспокоен тем, что ливанская «Хезболла» и про-иранские шиитские формирования могут закрепиться вдоль его границы. В период сирийского кризиса территория, прилегающая к Голанским высотам, неоднократно становилась полем битвы между сирийской правительственной армией (вместе с шиитскими союзниками) и вооруженными группировками повстанцев. Так, в январе 2015 года Израиль нанес удар «Хезболле» по сирийской стороне демаркационной линии, в результате чего погибли ливанские боевики и иранские военные, в том числе бригадный генерал КСИР («Аль-Кудс») Мохаммед Али Аллахдади.
— Можно ли это считать полным разломом международных отношений?
— Мы стоим перед свершившимся фактом – США, в обход решения Совбеза ООН, в одностороннем порядке признали контроль Израиля над Голанскими высотами. Данное решение не нашло поддержки ни в Европе, ни на Ближнем Востоке, ни в ООН. Действия Израиля в отношений Голанских высот нарушают все существующие международные права, которые обязывают сторон к уважению территориальной целостности друг друга, но присоединение (интеграция) Голанских высот к Израилю происходило планомерно и в весьма специфических обстоятельствах.
14 декабря 1981 года, после 14 лет израильского военного управления над Голанскими высотами, Кнессет ратифицировал «Закон о Голанских высотах», который распространил верховенство права Израиля на Голанские высоты. Де-факто этот закон присоединил Голаны к государству Израиль, хотя было отмечено, что это не являлось основной целью закона.
Заявленные цели закона не включали аннексию, а скорее признавали практические потребности организации эффективной гражданской администрации вместо военной и предоставления основных прав жителям Голан, евреям и друзам.Несмотря на это, Израиль официально не использовал термин «аннексия». Как указывалось, правовое изменение статуса данной территории были представлены в качестве демократического курса действий израильского правительства, с целью нормализовать гражданскую жизнь всех жителей региона и завершить период военного управления, а не изменение статуса Голан таким образом, которое помешало бы будущим переговорам о его окончательной судьбе.
Надо принять к сведению те обстоятельства, при которых что Израиль захватил Голанские высоты у Сирии после нескольких лет интенсивных нападений на израильские общины, окружающие Тивериадское озеро (Галилейское море) и близкие к границе территории. Голанские высоты, являясь стратегическим контрольным пунктом, в течение многих лет были регионом, часто используемым сирийцами для угрозы Израилю и его стратегически важным объектам, таким как порт Хайфа. Сирийцы также предприняли преднамеренные действия, чтобы отвести источники воды с Голан с целью нарушения водотока, тем самым оставляя Израиль без важного природного ресурса, который представляет собой жизненную потребность для жителей и сельского хозяйства Израиля. Кроме того, в период сирийского контроля над Голанами, Дамаск позволял террористическим организациям использовать географическое преимущество Голанских высот в качестве базы для совершения террористических актов против Израиля.
— Стоит ли ожидать после этого обострения между Сирией и Израилем?
— Между Сирией и Израилем десятилетиями существуют напряженные отношения, а перманентная нестабильность на границах двух государств не раз приводило к боевым столкновениям. После захвата у Сирии Голанских высот в 1967 году, Израиль перехватил стратегическую инициативу и с тех пор использовал данный козырь в переговорных процессах с Дамаском, с целью «обменять территорию Голан на мир с Сирией», как было в случае с возвращением Синайского полуострова Египту. Однако, попытки Израиля добиться заключения мирного договора с Сирией потерпели неудачу, в первую очередь из-за непримиримой позиции Дамаска. Здесь скорее всего сказалось влияние Тегерана, который не был заинтересован в нормализации отношений Дамаска с Израилем. С тех пор, как Израиль захватил Голанские высоты, вопрос о выходе израильтян с Голан не снималось с повестки дня, наряду с готовностью Израиля уйти, прямо или косвенно. На протяжении многих лет как правые, так и левые израильские правительства принимали участие в секретных переговорах в попытках достичь соглашения с сирийцами, включая вывод войск с территорий Голан, но эти попытки не увенчались успехом.
Стоит привести несколько таких примеров. Через несколько дней после окончания 6-дневной войны, 19 июня 1967 года, правительство Израиля приняло резолюцию, призывающую к миру с Сирией и Египтом в соответствии с потребностями безопасности Израиля. Израиль согласился уйти с Голанских высот, при условии, что он будет демилитаризован, но Сирия отклонила это предложение, и в результате правительство Израиля аннулировало это предложение в 1968 году.
Летом 1996 года премьер-министр Биньямин Нетаньяху попросил своего политического советника Доре Голда изучить вопрос об обещании Ицхака Рабина госсекретарю США Уоррену Кристоферу, согласно которому Израиль соглашался на уход с Голанских высот в обмен на полное соглашение о мире и безопасности с Сирией (обещание, которое было подтверждено Шимоном Пересом, который занимал должность временного премьер-министра после убийства Рабина).
В 1998 году премьер-министр Нетаньяху назначил Рональда Лаудера своим посланником с целью ведения тайных переговоров с Сирией. Согласно сообщениям в СМИ, во время этих контактов были сделаны неофициальные заявления о готовности Израиля отступить из Голан.
Статьи в средствах массовой информации также сообщают, что в течение своего нынешнего срока полномочий премьер-министр Нетаньяху продолжал поддерживать тайные контакты с сирийцами в отношении будущего Голан. В октябре 2015 года Фредерик Хоф, который был советником президента Барака Обамы и посланником по Ближнему Востоку по сирийским и ливанским делам, опубликовал документ, где подтверждается вышесказанное.
По словам Хофа, в 2010 и 2011 годах он занимал должность посредника между Израилем и Сирией, и одним из пунктов повестки дня был уход Израиля с Голанских высот. Хоф сообщил, что в феврале 2011 года он встретился с президентом Сирии Башаром Асадом, и Асад сказал ему, что он согласился разорвать все антиизраильские отношения с Ираном, Хезболлой и ХАМАСом и воздержаться от нападок и угроз Израилю – в обмен на полную поддержку Израиля, уход с Голанских высот. По словам Хофа, премьер-министру Нетаньяху понял, что это потенциально может оторвать Сирию от иранской оси, и поэтому он согласился заплатить такую цену за вывод войск. По словам Хофа, гражданская война в Сирии прервала данные переговоры.
Правда, потеря Дамаском Голанских высот посягает на принцип территориальной целостности Сирии, но в относительно незначительном масштабе. Территория, захваченная Израилем на Голанских высотах, составляет не более одного процента территории Сирии. Для сравнения, спор между Сирией и Турцией по поводу области Хатай затрагивает территорию, почти в три раза превышающую Голанские высоты. Сирийское правительство назвало решение США «безответственным», заявив, что оно угрожает международному миру и стабильности. Представитель МИД Ирана Бахрам Касеми заявил, что «личные и произвольные решения» Трампа могут привести регион к новому кризису. С учетом разрушительной гражданской войны в Сирии, руководство страны не имеет действенного политико-дипломатического или военного рычага воздействия на Израиль и официальному Дамаску остается лишь протестными заявлениями критиковать действия США и Израиля.
Анар Гусейнов