Почему с появлением Asan Xidmət экономическая преступность выросла вдвое?

МИД скрывает статистику о коррупционных преступлениях

Упоминание Asan Xidmət в качестве символа успешности борьбы азербайджанского правительства с коррупцией стало нормой в речах должностных лиц.

Asan Xidmət и дочерние организации этой госслужбы демонстрируют гостям правительства, по инициативе Азербайджана в ООН принята резолюция «Поощрение прав человека и Целей устойчивого развития посредством прозрачного, ответственного и эффективного оказания государственных услуг» (Женева, 37-я сессия Совета по правам человека ООН). B основу резолюции вошла идея использования концепции ASAN Хidmət Азербайджана, сообщал МИД. B принятой резолюции подчеркивалось, что технология Asan Xidmet вносит вклад в защиту прав человека и предотвращение коррупции. То есть со времени начала функционирования этой службы коррупция в Азербайджане значительно снизилась.

Если это правда, то в ежегодных отчетах МВД Азербайджана успех в борьбе с коррупцией должен отображаться.

Госагенство обслуживания граждан и социальных инноваций при президенте АР (Центр Asan Xidmət) создано указом N 685 президента от 13 июля 2012 года. 5 сентября утверждена структура нового агентства. Мы сравнили статистические отчеты МВД за 2011-2012 годы, когда Asan Xidmət еще не было и создавался, и последними годами — 2016 и 2017. С удивлением заметили, что перечисляя цифры по отдельным видам преступлений (киднеппинг, наркоторговля, убийства, преступления против собственности и др.) и даже сообщая о динамике увеличения (уменьшения) показателей в сравнении с прошлым годом, МВД не завел отдельную строку о показателях коррупции. Только в 2017 году сообщалось, что коррупция уменьшилась на 17,4% (на 41 случай), причем абсолютных показателей по этому и предыдущему годам в сайте МВД нет.

Наверное, желая скрыть рост количества подтвержденных случаев коррупции, эти данные не выставляются, а статистика по коррупционным преступлениям входит в строку «экономические преступления», — решили Yenicag и сравнили статданные по экономическим преступлениям. Оказалось, что в 2011 и 2012 годах задержано 7722-i (+1580; 25,7%) и 6996-ı (-726; -9,4%) «экономических преступников». А в 2016 и 2017 годах, когда Asan Xidmət расцвел, данные были существенно выше — 12798-i (+1439; +12,7%) и 12824 выявленных случаев.

Эти данные не указывают на то, что в Asan Xidmət берут взятки. Можно вынести другое предположение — потеряв незаконные доходы от появления Asan Xidmət, госслужащие восполнили сужение коррупционных возможностей расширением взяточничества в других сферах обслуживания граждан. С появлением Asan Xidmet экономических преступлений, к которым относится коррупция, стало почти вдвое больше.

Что касается Asan Xidmet, то действительно успешное воздействие аналогичных инноваций на антикоррупционную борьбу было в Грузии. Аналогичные структуры — Дома юстиции, созданы в этой стране министром экономики и устойчивого развития при президентстве Саакашвили Верой Кобалия. Опыт ее работы настолько высоко оценен, что в 2016 году Кобалия назначена главным советником правительства Индонезии по экономическим реформам. За 2 года работы ей удалось продвинуть 300-миллионную страну в рейтинге ведения бизнеса на 40 позиций. Она внедрила электронные сервисы, в Индонезии начали строить свои Дома Юстиции по грузинскому образцу.

Yenicag спросило мнение эксперта в области телекоммуникаций Азербайджана, эксперта Организации Объединенных Наций (ООН) по линии Международного Союза Телекоммуникации (International Telecommunication Union (ITU) Абдула Каграманзаде. Вначале он напомнил о том, что «Проект ИКТ» от 17.02.2003 г. за 15 лет «так и не завершился. За эти же годы маленькая Эстония подарила миру Skype и в 2005 году выполнила свою программу ИКТ — “Прыжок тигра”. Причем если эстонским «Скайпом» мир пользуется бесплатно, то в Asan Xidmet услуги платные.

Несмотря на то, что азербайджанская концепция «электронного правительства» предполагает предоставление набора услуг (документы и справки от предприятий и организаций страны), без прямого участия чиновников, однако в ASAN трудится целая армия госслужащих!

Использование “информационных технологий” — не наша заслуга (не мы их создаем), а удовлетворение финансового интереса зарубежных производителей, ориентированных на максимальную прибыль от внедрений своих новых разработок в таких развивающихся странах как Азербайджан, — заметил А.Каграманзаде.

Видимо ASAN, как продукт цифровых технологий, не является гарантией развития демократии и прозрачности в стране. Более того, в условиях «авторитарных режимов» создание базы данных о каждом человеке может нести опасность для неприкосновенности частной жизни и прав человека в стране, особенно в процессах выборов, референдумов и борьбы с инакомыслящими в СМИ, — добавил международный эксперт.

Кямал Али, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха