Недавно руководство Афганистана обвинила Россию в том, что она поддерживает движение «Талибан».
Насколько данный тезис соответствует действительности, и как на сегодня выглядит ситуация в Афганистане написал специально для Novayaepoxa.Com российский эксперт по Центральной Азии Андрей Медведев.
Мне кажется, точнее, будет говорить, что руководство Афганистана вторит руководству США, которое обвиняет Москву в поставках оружия, боеприпасов и ГСМ движению «Талибан». В ответ на это Москва сама обвиняет США в прямой поддержке ИДТА, ссылаясь на историю создания этой официально запрещенной в РФ организации, на открытие при непосредственной поддержке США в 2013 году в Дохе представительства «Талибан». В том, что талибы охраняют по периметру американские базы в Афганистане, по сути, являясь для США «врагом на зарплате».
То есть эти взаимные обвинения являются элементом информационной войны, ведущейся между США и Россией. Руководство Афганистана в свою очередь вынуждено примкнуть к этой кампании на стороне США по понятным причинам, к которым добавляется ещё и эмоциональная окраска в связи с тем, что в последнее время бывший президент Афганистана Хамид Карзай стал довольно частым гостем в России, к чему ревниво относятся в нынешнем Кабуле. Безусловно, для подобной ревности есть основания, выходящие за рамки эмоций, так как Хамид Карзай является весьма неудобным высокопоставленным живым свидетелем «real policy» США в отношении движения «Талибан», и в этом плане активно используется в этой самой информационной войне.
На этой волне некоторые бывшие и действующие военные, чиновники, включая российских, видящие себя политиками, пиарятся и создают информационные поводы. Так уж сложилась, что PR и пропаганда подменили собой многое иное содержание внешней политики. Однако нельзя сказать, что словесные баталии лишены всякого смысла, так как у каждой из сторон, ведущих информационную войну, свои цели.
Например, не стоит забывать, что за время своего военного присутствия в Афганистане США влили в свой военно-промышленный комплекс более триллиона долларов, что неплохо для его стабильной работы. Не говоря о колоссальных средствах, вложенных США в «восстановление афганской экономики» и отмытых через международные ландроматы.
Представленная недавно с помпой «новая стратегия США в отношении Афганистана», по большому счету, не содержит ничего нового. Если отмести высокопарные словеса, то её реальным наполнением пока стало увеличение численности американского военного контингента. Прозвучавшее из уст Дональда Трампа обвинение в адрес Ирана о поддержке антиправительственных вооруженных формирований на территории Афганистана, недавнее заявление администрации провинции Урузган (центр Афганистана) о строительстве на её территории новой большой военной базы для размещения американских сил и сил НАТО.
Да, ещё одна «новизна» трамповской стратегии США в отношении Афганистана: заявление о намерении за несколько лет полностью перевооружить афганских военных, например, убедить их отказаться от российских вертолётов МИ-17 в пользу американских UH-60 Black Hawk. Конкуренция на международном рынке вооружений – также одна из причин обвинений Москвы в поддержке «Талибан» и развязанной по этому поводу информационной войны. Как говорится, ничего личного.
Под американским давлением ряд стран также приняли решения увеличить свой военный контингент в Афганистане. Включая Германию, чье из решение увеличить численность своих военнослужащих с 980 до 1400 является наиболее значимым.
При этом всем понятно, что «Талибан» никогда не претендовал, не претендует и, как минимум, в среднесрочной перспективе не собирается претендовать на территории стран Средней Азии, что не мешает представителям этого отнюдь не единого вооруженного формирования громко транслировать свои мечты о всемирном халифате со столицей в Кабуле и пугать тем самым соседей.
Эти «пугалки» с переменным успехом используются РФ для сохранения, закрепления и расширения своего военно-политического присутствия в регионе. То есть ведущаяся информационная война также выгодна российской стороне, экономические, и прежде всего инвестиционные возможности которой имеют ограничения.
Из-за ограниченности ресурсов у российского государства и российского бизнеса ни сейчас, ни в среднесрочной перспективе в Афганистане нет и не появится серьёзных экономических интересов, которые способны преобразоваться в конкретные экономические проекты, осуществляемые на собственные инвестиции. Тем более, что нельзя забывать, как в начале операции «Безграничное правосудие» (переименованной позже в «Несокрушимую свободу») чуть ли не в первую очередь уничтожались объекты инфраструктуры, построенные на советские инвестиции.
То есть пока в Афганистане будет находиться американский военный контингент, Россия свои инвестиции в экономику Афганистана вкладывать не будет, а до источников международного финансирования, направляемого на её восстановление и миростроительство в Афганистане Россию никто не допустит.
Американцы же в ближайшей перспективе из Афганистана не уйдут, так как там, (как и в Ираке, и в Сирии) идёт противостояние двух нынешних сверхдержав – США и Китая, в котором Россия, наученная горьким опытом военного присутствия в Афганистане, заняла позицию наблюдателя.
Для неё вопросы безопасности афганской границы со странами Средней Азии, наркотрафика и транзита через Афганистан боевиков, остаются на первом месте. И для их решения, российское руководство стремится укрепить свое военно-политическое присутствие, что также является обоснованным с точки зрения национальный российских интересов.
Тем временем обстановка в Афганистане продолжает оставаться объективно сложной: весь октябрь в Афганистане наблюдаются интенсивные боестолкновения между правительственными силами безопасности и вооруженными формированиями «Талибан», сети Хаккани , между «Талибан» и ИГ.
Так, в течение месяца в улусвольстве Имам Сахиб провинции Кундуз, в провинции Бадахшан правительственными силами безопасности при поддержке авиации США, в том числе с использованием беспилотников, была проведена целая серия спецопераций. Ежедневно поступает информация о потерях среди боевиков «Талибан», однако она постоянно опровергается пресс-службой движения.
16 октября в провинциях Хост и Пактия (на границе Пакистана) американский беспилотник атаковал места дислокации боевиков сети Хаккани, сообщается о 31 погибших среди них.
18 октября в Майванд провинции Кандагар антиправительственными боевиками было совершено нападение на батальон, входящий в состав 205-ого армейского корпуса «Атал», в результате которого, по сообщению пресс-секретаря Министерства обороны Афганистана погибли 43 военнослужащих, 9 получили ранения, 6 пропали без вести. 10 человек, из числа нападавших, также были уничтожены.
На той же неделе «Талибан» совершил нападение на начальника полиции провинции Пактия генерала Туриалай Абдияни, в ходе которого погибли не только генерал но и несколько сопровождавших его полицейских.
Буквально сегодня пришло сообщение о том, что в провинции Джаузджан (север Афганистана) боевики «Талибан» предприняли успешную атаку на позиции ИГ.
Подобного рода события в разных провинциях происходят ежедневно, Афганистан продолжает бурлить реками крови, и это никак не зависит от присутствия на его территории иностранного военного контингента.