О американо-турецких отношениях и к чему может привести обострения в отношениях двух стран, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог, эксперт по Турции, автор книги «Россия-Турция 500 лет беспокойного соседства» и известного российского блога (http://turkey-is.ru/) , посвященного Турции, Иван Стародубцев.
— Сейчас между Турцией и США наблюдается дипломатический скандал. Как вы их оцениваете на данном этапе?
— Арестованные сотрудники генерального консульства США в Стамбуле являются гражданами Турецкой Республики и не пользуются дипломатическим иммунитетом. Действуя в рамках своей юрисдикции, турецкие власти не обязаны согласовывать свои действия с американской стороной. Тем более, когда речь идёт о тяжком обвинении, затрагивающем национальную безопасность страны.
Не будет лишним напомнить, что сами США широко практикуют аресты иностранных граждан по всему миру, выходя за рамки международного законодательства, а посему их обострённая и асимметричная реакция с отменой выдачи краткосрочных виз смотрится мягко говоря избыточной.
Так что, если кому-то и делать первым шаг назад, то, в первую очередь, американской стороне, ибо турки в ответ лишь предприняли полностью зеркальные меры.
— На встрече Эрдогана и Трампа президенты двух стран положительно отозвались друг о друге. Каквысчитаете, почему по итогам встречи было хорошо, а потомрезкоситуацияизменилась?
— Встреча между президентами Трампом и Эрдоганом была столь мимолетна (чуть больше 20 минут), что её можно назвать дежурной. По её итогам американской стороной не было сделано никаких официальных заявлений. И, разумеется, турецкие озабоченности (пребывание на американской территории беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена и сотрудничество США с сирийскими курдами) были в очередной раз «приняты к сведению», но оставлены без должного внимания. При том, что Турция не безосновательно рассчитывала на свой особый статус в глазах американской дипломатии.
Так что нельзя сказать, что было «хорошо», а потом стало «плохо». Скорее уж было «плохо», а стало «ещё хуже».
— В условиях ухудшения в отношений Турции и США, будет ли стратегическое сближение между Анкарой и Москвой в антизападном направлении?
— Сближение между Москвой и Анкарой продолжается вот уже больше года, когда российско-турецкий «самолетный кризис» был окончательно преодолен. Заметим, этот процесс – иррелевантен по отношению к турецко-американским отношениям. И уж точно российско-турецкое сближение происходит не на почве «антизападничества», а на весьма твердой почве реализации конкретных проектов сотрудничества, будь то в экономической или военно-политической сферах. Вне зависимости ни от каких ухабов Россия и Турция остаются друг для друга важнейшими партнёрами во всех областях.
Ниджат Гаджиев