На юге Турции в курортной провинции Анталия обнаружена внушительная отлично сохранившаяся мозаика площадью 149 квадратных метров, украшавшая пол римской термы и примыкающая к окруженному портиками семиметровому бассейну. Оба артефакта в настоящее время находятся под открытым небом. По предположению ученых, данные термы построены в III или IV веке.
Мозаика поразила даже видавших виды археологов — ее площадь сравнима с целым семейным домом. Словом, данная находка лишний раз подтвердила давно известную истину — римляне любили и умели хорошо отдохнуть!
Руководитель раскопок американец Майкл Хофф (Michael Hoff) из университета штата Небраска в Линкольне на страницах научного веб-сайта LiveScience искренне признается, что поражен размерами мозаики. Она состоит из больших квадратов, каждый из которых имеет уникальный узор из звездочек и переплетенных петель на белом фоне. Это самая большая римская мозаика, найденная на юге современной Турции.
Разрешение на проведение здесь археологических работ было получено только в прошлом году, пока что удалось освободить от земли всего 40 процентов прекрасно сохранившегося мозаичного пола. Раскопки возобновят в июне 2013 года. Над мозаикой планируют построить навес и открыть это место для посещения туристов. Взорам посетителей, кроме мозаичного пола, предстанут остатки римского храма III века, фортификационные сооружения, рыночная площадь — агора и улицы, вдоль которых располагались ряды колон и торговые места.
Ученые обратили внимание на поле в 20 километрах к юго-востоку от современного анталийского города Газипаша (Gazipaşa) еще в 2002 году из-за кусочка мозаики, вывернутого плугом из почвы. Американские специалисты сразу же заинтересовались находкой, подозревая, что под землей может находиться нечто большее. Однако местный музей по причине отсутствия финансов имел только возможность лишь до поры законсервировать место находки, чтобы отвадить вандалов.
На юго-восточном побережье Малой Азии в римской провинции Киликия, одно время служившей пристанищем для пиратов, вероятнее всего, в середине I века на крутых утесах над морем вырос город — Антиохия Крагийская. Латиняне называли ее Antiocheia ad Cragum (собственно говоря, «на утесах») или Antiochia Parva, что означает Антиохия Малая, поскольку на Ближнем Востоке уже издавна существовала другая Антиохия — в римскую эпоху (с 64 года до нашей эры.) бывшая резиденцией сирийских наместников (легатов), а позднее — ближневосточной резиденцией императоров.
Предположительно город заложили в правление сирийского царя из династии Селевкидов Антиоха IV Эпифана, что означает «прославленный» (38-72 годы нашей эры) после того, как в 41 году нашей эры римский император Клавдий доверил ему контроль над Киликией. Антиох Эпифан в качестве заложника провел 14 лет в Риме. Поскольку он был страстным поклонником греческого образа жизни, то после возвращения из плена насильственно «эллинизировал» евреев, живших в его стране. По свидетельству Иосифа Флавия, это послужило поводом к началу борьбы евреев за независимость под предводительством маккавеев.
Что касается непосредственно Киликии, то именно Антиоху принадлежат лавры победы над местными дикими племенами, называемых клитами, под предводительством Троксобора, чей лагерь был расположен в труднопроходимых горах и откуда они совершали набеги на побережье и города и грабили мореплавателей и купцов. Тацит рассказывает: «Они (клиты — Ред.) обложили осадою город Анемурий; высланный из Сирии ему на помощь конный отряд под начальством префекта Курция Севера потерпел поражение, так как пересеченная местность в окрестностях города, удобная для пехотинцев, была непригодна для действий конницы. В дальнейшем царь той страны Антиох, снискав расположение простых воинов и обманув их вождя, внес раскол в скопище врагов и, предав смерти Троксобора и нескольких других главарей, милостивым обращением смирил остальных».
С 72 нашей эры этот город относился к новой римской провинции Киликия, а с начала IV столетия — к провинции Исаврия. Жители горной области Исаврии считались воинственными разбойниками. И хотя еще в 78-74 годах до нашей эры эту область римляне завоевали, но считалось, что окончательно ее так и не сумели покорить. В V веке исавры причиняли беспокойство византийским императорам, а один из их вождей по имени Трасикодисса (имеются очень различные написания этого имени), который стал зваться Зинон или Зенон, даже вступил на константинопольский престол (474-491 годы), хотя, по мнению древних историков, не был достоин занимать его.
Словом, у современных историков были все основания считать, что римляне в свое время не особенно порезвились на курортах этой окраины принадлежавшей им империи. Возможно, отныне подобную точку зрения придется пересмотреть.