Особенности реализации проекта ТАПИ на современном этапе

Конец 2019 г. и начало 2020 г. ознаменовался запуском ряда крупных проектов по транспортировке природного газа, а именно, Трансанатолийский газопровод (TANAP), «Сила Сибири» и «Турецкий поток».

На финальной фазе строительства находится газопровод «Северный поток 2». Востребованность природного газа на мировом энергетическом рынке продолжает расти, что приводит к появлению все более масштабных проектов. Так, в начале года официально было объявлено о заключении соглашения о строительстве Восточно-средиземноморского газопровода (EastMed), который может стать самым длинным и самым глубоководным газопроводом в истории.

На этом фоне достижения участников проекта по строительству газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) выглядят весьма скромно. В начале января 2020 г. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал постановление, которое позволяет Государственному банку внешнеэкономической деятельности заключить с Саудовским фондом развития финансовые соглашения для финансирования проекта ТАПИ. Подобная новость свидетельствует о продолжающихся работах над туркменской секцией газовой магистрали.

Учитывая, что в 2017 г. Саудовский фонд развития уже выделял финансовые средства Государственному концерну «Туркменгаз» на закупку трубной продукции у компании Global Pipe Company, можно предположить, что новый кредит также будет направлен на создание трубопроводной инфраструктуры.

Лидия Пархомчик

Вместе с этим очевидно, что сроки ввода в эксплуатацию газопровода ТАПИ в очередной раз подверглись пролонгации. В феврале 2018 г. глава Туркменистана оптимистично заявил о том, что газопровод общей протяженностью 1814 км будет запущен к концу 2019 г. Примечательно, что такое заявление было сделано в ходе церемонии запуска строительства афганского участка газопровода ТАПИ, которая прошла в туркменском городе Серхетабад на границе с Афганистаном .

Однако вопрос о степени завершенности работ на туркменском участке остается открытым. В течение прошедшего года появлялась информация о продолжающихся закупках туркменской стороной газовых труб для проекта ТАПИ. Так, в апреле 2019 г. объявленный Государственным концерном «Туркменгаз» тендер на поставку труб выиграл Челябинский трубопрокатный завод. Сделка на сумму $219 млн. была совершена при участии «Сбербанка России» и Государственного банка внешнеэкономической деятельности Туркменистана, который в свою очередь являлся кредитополучателем от Исламского банка развития .

В декабре 2019 г. Челябинский трубопрокатный завод официально объявил, что в рамках контракта поставил в Туркменистан свыше 150 тысяч тонн труб диаметром 1422 мм. Таким образом, порядка 200 км магистрального газопровода ТАПИ будет проложено из труб российского производства. При этом протяженность туркменской части магистрали составляет 214 км.

В итоге поставки трубной продукции оживили строительную активность на туркменском сегменте газопровода. Это подтверждается сообщениями от треста «Туркменгундогарнебитгурлушык», специалисты которого задействованы в работе по укладке газовой магистрали ТАПИ. В ноябре 2019 г. стало известно, что основные работы были сконцентрированы на 120 км трассы. Изначально предполагалось, что возведение газопровода ТАПИ будет осуществляться по аналогии с проектом трубопровода Восток-Запад. Так, для ускорения работ строительство должно было начаться одновременно на шести отрезках газовой магистрали. Однако оценить результативность работы туркменских трубоукладчиков несколько затруднительно.

Ашхабад с самого старта строительства ТАПИ весьма дозировано предоставляет информацию о ходе трубоукладочных работ . В феврале 2016 г. трест «Туркменгундогарнебитгурлушык» объявил о завершении сварочных работ на участке длиной более чем 7 км. Однако вплоть до недавнего времени детали строительства газопровода не попадали в открытый доступ. Именно поэтому символическая сварка первого шва газопровода на туркменско-афганской границе, ознаменовавшая запуск проекта на территории Афганистана, вызвала большие сомнения относительно готовности туркменской секции ТАПИ. Как мы видим, скепсис оказался небезосновательным.

Нужно отметить, что процесс подготовки проекта трассы трубопровода в Афганистане официально был запущен еще в 2016 г. В январе 2017 г. консорциум «TAPI Pipeline Company Limited», осуществляющий строительство трубопровода, подписал контракт с немецкой компанией «ILF Beratende Ingenieure GmbH». В итоге уже через месяц стороны приступили к разработке пакета предпроектной документации для афганско-пакистанского участка газопровода ТАПИ.

В ноябре 2019 г. представитель Совета директоров компании «TAPI Pipeline Company Limited» Мухамметмырад Аманов подтвердил, что на сегодняшний день полностью завершено только предварительное проектирование и ТЭО проекта газопровода. Завершены топографические и геодезические работы, а также работы по оценке воздействия проекта на окружающую среду на территории Афганистана и Пакистана.

Нужно отметить, что в декабре 2018 г. правительство Пакистана одобрило маршрут газопровода , однако официальный запуск строительства магистрали продолжает откладываться. После трехкратного переноса сроков запуска власти Пакистана сообщили, что планируют приступить к строительству ТАПИ в январе 2020 г. и завершить строительство секции протяженностью 826 км без компрессорных станций к 2022 г.

Очередная задержка вызвана возникшими разногласиями между сторонами по условиям контракта на экспортные поставки газа. Исламабад посылает четкий сигнал туркменским партнерам о том, что строительные работы начнутся только после завершения переговоров об установлении новой цены на поставляемый газ.

Предполагаемая стоимость голубого топлива по разработанным контрактам составляет порядка $350 за 1000 кубометров, что в нынешних условиях является излишне завышенной ценой. Из-за продолжающего роста поставок СПГ в Европу из США в 2020 г. цена природного газа может дополнительно упасть до $120 за 1000 кубометров.

В подобных обстоятельствах понятно, почему Пакистан стремиться согласовать условия финальной версии Соглашения с принимающим правительством (Host Government Agreement), первая редакция которого была подписана в марте 2019 г. между Исламабадом и консорциумом «TAPI Pipeline Company Limited» .

В декабре 2019 г. в пакистанской прессе появилась информация о том, что Ашхабад пошел на определенные уступки и согласился с предложением Исламабада о страховании поставок газа. Речь, в частности, идет о том, чтобы в случае подрыва афганской части магистрали газопровода ТАПИ Исламабад мог бы рассчитывать на получение компенсации.[6] Традиционно Ашхабад продает природный газ своим покупателям на границе, тем самым снимая с себя ответственность за его транспортировку. Однако в случае в ТАПИ государственному концерну «Туркменгаз» принадлежит 85% акций газового консорциума, что неминуемо увеличивает долю его вовлеченности в организацию процесса доставки сырья.

Нужно отметить, что вопросы безопасности, в особенности, к функционированию афганского сегмента ТАПИ, остаются на повестке дня. В мае 2018 г. консорциум «TAPI Pipeline Company Limited» уже сообщал о попытке нападения на объекты компании в уезде Майванд в Афганистане. И хотя инцидент не повлек проблем с обеспечением безопасности персонала компании, тот факт, что основная трасса трубопровода будет проходить по территориям, слабо контролируемым афганским правительством, продолжает вызывать значительные опасения.

Именно поэтому афганские власти предпринимают попытки нивелировать угрозы безопасности. Так, для охраны пока еще не построенного трубопровода уже было сформировано спецподразделение из 700 афганских военнослужащих, которые будут нести службу в пяти провинциях: Герат, Фарах, Нимроз, Гельманд и Кандагар. Однако созданного формирования может оказаться недостаточно для обеспечения безопасности участка афганского трубопровода протяженностью 774 км.

Так как данная проблема имеет долгосрочный характер, для Туркменистана приоритетной задачей на современном этапе является проведение переговоров с пакистанской стороной для окончательного согласования условий транзита и транспортировки газа. Можно предположить, что в первом квартале 2020 г. фокус внимания Ашхабада будет смещен именно в этом направлении.

В тоже время очевидно, что даже в случае успешного завершения консультаций с Пакистаном консорциум «TAPI Pipeline Company Limited» все еще нуждается в привлечении дополнительных инвестиций. Ситуация не изменилась даже после того как стоимость возведения газопровода официально была снижена с $10 млрд до $7,6 млрд.

Помимо собственно трубопровода проект ТАПИ предполагает строительство компрессорных станций, узлов запуска очистных устройств, подъездных дорог и линии электропередачи. В результате оператору газопровода еще предстоит найти инвесторов и провести серию тендеров по привлечению подрядчиков для выполнения соответствующих работ. В подобных обстоятельствах обозначить точные сроки завершения строительства и ввода газопровода ТАПИ в эксплуатацию весьма проблематично.

Однако, несмотря на все имеющиеся сложности, туркменская сторона демонстрирует решимость завершить строительство ТАПИ. Ашхабад справедливо полагает, что появление нового энергетического коридора выведет взаимодействие государств Центральной и Южной Азии на новый уровень. Высокую заинтересованность в проекте сохраняют и его непосредственные участники. Тем не менее, в текущих условиях наличия политической воли завершить проект может оказаться недостаточно. Шанс того, что газопровод ТАПИ превратиться в убыточный долгострой, остается высоким.

Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК

Список источников:

1. Нефтегазовый комплекс Туркменистана. (2020) Саудовский фонд развития выделит новый кредит на финансирование проекта ТАПИ. Получено 13.01.2020 г., из https://www.oilgas.gov.tm/blog/3112/saudovskii-fond-razvitiya-vydelit-novyi-kredit-na-finansirovanie-proekta-tapi

2. Группа ЧТПЗ. (2019) Группа ЧТПЗ завершила отгрузку труб для магистрального газопровода ТАПИ в Туркменистан. Получено 10.01.2020 г., из https://chelpipe.ru/press-center/gruppa-chtpz-zavershila-otgruzku-trub-dlya-magistralnogo-gazoprovoda-tapi-v-turkmenistan/

3. Нефтегазовый комплекс Туркменистана. (2019) ТАПИ: ударные темпы работ на туркменском участке газопровода. Получено 12.01.2020 г., из https://oilgas.gov.tm/blog/3037/tapi-udarnye-tempy-rabot-na-turkmenskom-uchastke-gazoprovoda

4. Информационный портал Туркменистана. (2016) Набирает темпы строительство газопровода ТАПИ. Получено 14.01.2020 г., из https://turkmenportal.com/blog/9810

5. EurAsia Daily. (2019) Вслед за Индией и Пакистан захотел более дешевого газа из Туркмении. Получено 13.01.2020 г., из https://eadaily.com/ru/news/2019/11/21/vsled-za-indiey-i-pakistan-zahotel-bolee-deshevogo-gaza-iz-turkmenii

6. Regnum. (2019) Туркмения согласилась застраховать газопровод ТАПИ по требованию Пакистана. Получено 12.01.2020 г., из https://regnum.ru/news/polit/2809123.html

7. Независимая газета. (2019) Туркменский газопровод берут под охрану афганские военные. Получено 13.01.2020 г., из http://www.ng.ru/cis/2019-10-22/1_7708_gaz.html

www.novayaepoxa.com

3173
virtonnews.com