Орхан Джемаль: «США будут рассматривать карту Северного Азербайджана, где есть оккупированный Карабах»
О ситуации на линии соприкосновения войск, и новой политике США в регионе Южного Кавказа рассказал Novayaepoxa.Com журналист, политолог, Орхан Джемаль.
— Как вы оцениваете последнее напряжение на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении и насколько данная ситуация может разрастись до уровня войны?
— Сейчас ситуация такова, какая была и на протяжении последних 20 лет. Мы находимся в состоянии войны, но она не носит характер грандиозного сирийского характера, но временами она обостряется. Очень странно было бы предполагать, что Армения не готовится к войне. Кроме того, обострению способствуют ряд дестабилизирующих факторов и одно из важных из них – это амрикано-иранские отношения при новом президенте США. Вашингтон не против рассмотреть, в своей антииранской политике азербайджанскую карту, так как в Иране есть большое азербайджанское население. Насколько реален этот план, но такого рода идеи в США есть. Соответственно США будет рассматривать карту Северного Азербайджана, где есть оккупированные территории, где можно поработать над срывом российско-американским альянсом, взамен можно получить какое-либо продвижение по карабахскому конфликту.
Вне зависимости от того, какой геополитический рисунок складывается вокруг Азербайджана, нужно понимать, что Баку сейчас находится в состоянии войны и обе стороны готовятся к войне.
— Вы отметили, что сейчас США рассматривает Азербайджан в своей антииранской политике. В этой связи, как вы видите позицию России, и пойдет ли Москва против Ирана?
— У России и Ирана есть свой бэкграунд отношений. Если будем анализировать отношения этих стран в период последних 15 лет как знак плюс, но это плюс имеет разную интенсивность и она зависела всегда от отношений России и США: дружбы или вражды.
В начале нулевых, когда Россия поддерживала Иран, а бушовская Америка жестко противостояла Ирану, вспомним, что по просьбе американской стороны, Россия отчислила иранских студентов из военной академии Санкт-Петербурга. Если вспомнить то, когда развивалась ядерная программа Ирана во времена Ахмединеджата и была угроза ракетных ударов по ядерной инфраструктуре Ирана, в этот момент шли переговоры о поставке со стороны России современных устройств ПВО, но в тот момент Ирану было отказано. То есть было и такое, что Россия под давлением США отказывалась от сотрудничества с Ираном и неоднократно.
Сейчас выстроился треугольник из Турции, Ирана и России и в принципе американцам было бы интересно этот треугольник порвать. Чтобы надавить на Россию относительно этого союза, Москве надо предложить очень хороший куш, ради которого Россия отказалась бы от очень выгодного геополитического союза. Что может быть таким кушем? Я если честно пока не вижу таких посылов со стороны Америки, кроме как «Крым наш», «Донбасс тоже наш», то есть размен интересов на Украине, на интересов в Ближнем Востоке.
— Какую позицию займет Турция, если в регионе Южного Кавказа начнется война?
— Турция в последнее время ведет очень прагматичную политику, но там есть и моменты и идеализма. Эрдоган относится к политикам-идеалистам, то есть у него есть некая идея, которую он преследует, но в последнее время он находится в очень не простых условиях, как во внутренней политике, так и во внешней. Поэтому ему приходится руководствоваться не только идеалистическими решениями, но и прагматическими соображениями.
В данном случае, когда мы говорим об отношении Турции к карабахской проблеме, нужно понимать, что в Турции есть некоторая установка на тюркскую солидарность, в этом смысле она будет поддерживать Азербайджан, но с другой стороны у них складываются хорошие отношения с Россией, которая выступает за армянскую сторону. Теперь же поддерживая Азербайджан, Турция должна это сделать, влезая в зону ответственности России, то есть в постсоветское пространство. Если же сказать другими словами, то открытая поддержка Азербайджана, может ухудшить отношения Турции и России. Будет он на стороне Азербайджана, не будет ли, в час «икс» — это будет зависеть от того на каком уровне будет турецко-российские отношения.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com