Орхан Джемаль: «И Эрдоган сказал им, идите к черту, со своей евроинтеграцией!»

О политике Турции и ситуации сложившейся вокруг нее, а также о предстоящей встрече Эрдогана с Трампом, и об урегулировании карабахского конфликта, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог Орхан Джемаль.

— Сейчас ожидается встреча Эрдогана и Дональда Трампа. Какие ожидания от этой встречи и что сможет ли Турция улучшить отношения с США?

— Политика Эрдогана в последнее время выглядит как политика маневра между Россией и США и при смене гонца, он пытается получить определенные выгоды в национальных интересах Турции. Мы видим как, сирийская война развивается не в том направлении, в котором ему хотелось бы, он пошел на соглашение с Россией и таким образом получил определенные выгоды, которые там развивались. Они не только экономические, это не только возвращение российских туристов в Анталью. Например, мы видим, как на последних переговорах со ССА, договорились о демилитаризованных зонах, гарантами которых явлюется Иран, Россия, Турция. Это территории: Идлиб, Хама, Хомс, Дераа.

Как это нужно вообще прочесть? Де-факто, русские предложили туркам некие территории, где их люди, под их гарантии останутся там, и не будут вести бои. То есть фактически на территории Сирии появляются анклавы, рулить которыми будут из Анкары.

Понятно, что в этих анклавах по известным причинам гарантами не могут быть ни Иран, ни Россия, значит, гарантом будет Турция. Мы уже видим, как Эрдоган что-то выиграл в той ситуации, в которую он попал. Сейчас он осуществляет еще один маневр и встречается с Трампом. Трампу он давал определенные авансы, поддержав удары США по Сирии томагавками. Дальше он будет пытаться получить определенные выгоды от Трампа, за смещение своих позиций по отношению к США сбросив весь негативный бэкграунд на ушедшего Обаму. При этом нужно понимать, что важнейшая часть интересующая турок – это конечно же курдский вопрос. То есть в первую очередь они будут требовать уступок у Трампа по курдскому вопросу.

— А стоит ли вообще ожидать уступок от США по курдскому вопросу?

— Тут трудно предположить, готовы ли США пойти на уступки по курдам или не готовы, потому что до недавнего времени важными лоббистами курдского вопроса были именно США, затем Израиль, и в третью очередь Россия. И это все шло вразрез с турецкими интересами. Сейчас Россия предложила Турции 4-6 демилитаризованные зоны, которые будут находиться под контролем Турции. Сейчас уже мяч на другой стороне, что можно получить от другой стороны?

Израиль например уже заявил о том, что ему наплевать на эти демилитаризованные зоны. Другими словами сказав: «Летаем, где хотим и бомбим что хотим». То есть один игрок уже минус. Сейчас же будут решаться вопросы в США. Уступят ли они что-то? Понятно, что Израиль уже не уступил, у США в Сирии есть один козырь и это курды.

— Недавно состоялась встреча президентов России и Турции в Сочи. Как бы вы их оценили? Почему еще до сих пор некое недоверие между государствами осталось?

— Тут есть два российских видения: есть план патриотов-средников в политологии, которые после обострения и сближения отношений Турции и России сказали, что Турция должна после этого идти в нашем элеваторе, по типу ГДР или Польши при СССР. Но Турция, неожиданно продемонстрировала им, что у нее есть свои интересы и не со всем она согласна. И тогда вот этот хор, разразился таким припевом: «Турки предатели, им нельзя было доверять. Почему мы им уступаем?!». То есть для определенной части, союзничество воспринимается как нахождение под гегемоном. При этом, если же посмотреть на реальность, то Турция пошла на уступки по пшенице, Россия пошла на уступки по чартерным рейсам, что говорит о том, что на самом верху в России понимают реальный вес Турции в этой ситуации и то, что с ней приходится так или иначе считаться. Это откровение для них или нет, я не буду говорить, но «вверх» более реалистичен, чем политологическая серединка.

— Германия дала политическое убежище гюлянистам, что привело к недовольству в Турции. После этого Эрдоган заявил, что готов рассмотреть проведение референдума о пересмотре в политике Турции в интеграции с ЕС. Как вы считаете, насколько глубоко будут ухудшены отношения Турции и Германии?

— Отношения Турции и Германии не являются одномерными. Это и исторические германо-турецкие отношения. Не будем забывать, что османскую армию тренировали немецкие инструктора и Германия имела большое влияние в Турции на армейскую касту. Вторая связь – это огромная турецкая диаспора, которая сформировалась вовсе не по политическим причинам. Это была определенной программой по приглашению гастарбайтеров в Германию, которая страна проводила в 60-50 годы.

То, что сейчас происходит сейчас, можно объяснить следующую вещь. Турция, несмотря на то, что является исламским государством, достаточно европейским по духу, хотела бы интегрироваться в Европу.

Не стоит забывать, что в 19 веку Турцию назвали «больным человеком Европы». Да, «больным человеком», но также, да, Европы. То есть Турция, будучи европейским государством, хотела бы интегрироваться. Германия, которая давно интегрировалась, и более того, стояла у истоков ее основания, как участник союза «угля и стали», держа перед Турцией определенную морковку. Морковка висела перед носом у Турции 50 с лишним лет.

Эрдоган с самого начала своего правления заявил о том, что готов взять эту морковку, и он более чем кто либо, из турецких политиков продвинулся к стандартам западной демократии и либерализма. В этом деле, он продвинулся больше, чем любой другой светский республиканец, которые были у власти до него.

И вот, когда его не принимают в ЕС, он начинает использовать разные рычаги давления, в том числе и вопросы с беженцами. Он им предлагает дать Турции деньги, и открыть шенген, взамен на то, чтобы беженцы остались в Турции. Но и здесь, Германия нарушила договоренности, и тогда Эрдоган говорит им: «Идите к черту, со своей евроинтеграцией». И это все на фоне трещащего ЕС с большими проблемами. В принципе можно сказать, что Европа во главе с Германией передержала эту морковку. И если сейчас Европе придется продать эту морковку Турции, придется продать на других условиях. Потому что Эрдоган обозначил, что на морковку спрос падает.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com