Первого апреля на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета была показана опера «Кероглу» на музыку Узеира Гаджибейли.
Как сообщает «Новая Эпоха», показ был посвящен 95-летию со дня рождения известного азербайджанского оперного певца, народного артиста СССР, драматического тенора Лютфияра Иманова.
За свою плодотворную творческую жизнь Лютфияр Иманов исполнил главные партии во многих операх, которые ставились на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Среди них партии в таких операх, как «Севиль» Фикрета Амирова, «Аида» Джузеппе Верди, «Кармен» Жоржа Бизе, «Трубадур» Джузеппе Верди, «Тоска» Джакомо Пуччини, «Пиковая дама» Петра Чайковского и многие другие. Несомненно, партия Кероглу в одноименной опере Узеира Гаджибейли занимала важное место в творческой биографии Лютфияра Иманова, которую он исполнял на протяжении многих лет.
Любимая опера азербайджанского народа «Кероглу» много лет не сходит со сцены театра, являясь классикой азербайджанской музыки, а также жемчужиной оперного искусства Азербайджана, премьера которой состоялась в Государственном академическом театре оперы и балета 30 апреля 1937 года (Режиссёр — Исмаил Идаятзаде).
«Кероглу» — опера в трёх действиях Узеира Гаджибейли на либретто на азербайджанском языке литератора-ученого Гейдара Исмайлова на стихи Мамеда Саида Ордубади, основанное на эпизодах из эпоса Кероглу, героического сказания, известного в устной традиции тюркских народов.
Над постановкой в азербайджанском театре работали: режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Хафиз Гулиев; художник-постановщик – народный художник СССР Таир Салахов; балетмейстер-постановщик танцев — народная артистка СССР Гамэр Алмасзаде; хормейстер — заслуженный деятель искусств Азербайджана Севиль Гаджиева; концертмейстер — Наргиз Дадашева и ведущий спектакля – Ниязи Гусейнов.
За дирижерским пультом — главный дирижёр и музыкальный руководитель Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, заслуженный артист Азербайджана Эйюб Гулиев.
Главные партии исполнили: народные артисты Азербайджана — Самир Джафаров (Кероглу) и Акрам Поладов (Аликиши); заслуженные артисты Азербайджана — Илаха Эфендиева (Нигяр), Джахангир Гурбанов (Гасан хан) и Турал Агасиев (Гамза бек); солисты нашего театра — Махир Тагизаде (Ибрагим хан), Талех Яхьяев (Эхсан паша), Вугар Гаджиев (Шут), Назар Бейлеров (Эйваз), Фахмин Ахмедли (Визирь), Эмин Исмайлов (Полад) и Айтен Магеррамова (ханенде).
Сюжет оперы. В основу оперы легло сказание о национальном герое Кероглу. В ней прослеживаются две темы — освободительная борьба азербайджанцев и любовь Кероглу к красавице Нигяр. Народ замучен феодалами. Гасан хан ослепляет табунщика Аликиши, отца Ровшана. Его возлюбленная Нигяр сообщает ему эту трагическую новость. Она сочувствует Ровшану и полна гнева на обидчиков. Ровшан хочет отомстить за отца и поднимает восстание крестьян. Он берет себе имя Кероглу (сын слепого). Они уходят в горы и располагаются в крепости Ченлибель. Во дворце Гасан хана шут учит беев, как заманить Кероглу во дворец и захватить его. Гамза бек проникает в лагерь повстанцев и выдает себя за простолюдина. Ночью он крадет коня Кероглу по кличке Гырат. Кероглу идет во дворец хана, чтобы вызволить своего любимца. Он выдает себя за ашуга, поет песни и играет на сазе. Но разоблачается Гамза беком. Кероглу связывают. Нигяр, которую обещали отдать замуж за того, кто поймает Кероглу, бросает в лицо беям слова презрения и ненависти. Гамза бек возмущен и хочет убить ее ножом, но Кероглу освободившись от оков, ударом кулака убивает его. В суматохе он вскакивает на коня и скрывается. Нигяр хотят казнить. Здесь появляется Кероглу с народом и дружина хана разгромлена. Народ славит своего героя.
Драматическая основа оперы — это борьба народа с феодалами. Народ является активной, ведущей силой, определяющей основную идею произведения Узеира Гаджибейли. Отсюда и народность оперы. В ней также важны хоровые сцены, в которых слышен назревающий людской протест.
Танцы в опере «Кероглу» являются неотъемлемой частью действия, которые характеризуют героический облик народа — это коллективный танец «Яллы» и «Джанги». Звуки «Джанги», боевого марша Кероглу, пронизывают оперу, создавая ее воинственный дух.
Особенно выделяется Увертюра оперы, представляющая собой цельную симфоническую картину, отражающую в себе идею народного восстания, освобождение от угнетателей.
«Кероглу» является истинно народным произведением. Выдающийся композитор Узеир Гаджибейли смог реалистически раскрыть в ней тему борьбы народа за свою свободу и независимость, создать яркие и исторически правдивые народные образы.
Опера «Кероглу» пользуется огромной популярностью среди меломанов и каждый раз при показе собирает большую зрительскую аудиторию, и минувший вечер не стал исключением. Спектакль прошел при аншлаге и имел большой успех у собравшейся публики, которая награждала артистов продолжительными аплодисментами и криками «Браво!».
Рустам Гасымов