Впервые в Казахстане 2-3 октября состоится онлайн-премьера прославленной оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
Как сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха, спектакль пройдет на сцене Камерного зала «Астана Опера» и будет транслироваться на Tengri TV. Действие оперы перенесли из ХIХ века в самое начало прошлого, что из этого получилось, рассказали в театре в преддверии премьеры.
Дирижер-постановщик – Заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин, режиссер-постановщик – Наталья Кагадий. Сценограф и художник по костюмам – Манана Гуниа, художественный руководитель постановки – Алла Симонишвили. Главный хормейстер – Заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов, художник по свету – Сергей Кулак. Координатор проекта – Маржан Жакенова.
– Мы переносим действие в десятые годы прошлого столетия – в самые сумерки BELLE EPOQUE. Эта «прекрасная эпоха» – тот самый переломный период, когда в европейском обществе назревает социальный и экономический кризис, Первая мировая война на пороге, старое общество изжило себя и деградировало, но на смену ещё не пришло новое, вернее, место элиты пытаются занять мошенники, беспринципные и циничные люди. Происходит переоценка моральных, культурных и социальных ценностей, – отметила сценограф и художник по костюмам Манана Гуниа.
Манана Гуниа также подчеркнула, что если вникнуть в итальянский текст, то станет ясно, что в этой опере нет положительных героев. Каждый персонаж движим низменными чувствами: кто-то алчностью, кто-то амбициями, кто-то завистью… Каждый герой достигает своей цели ценой большого компромисса. Гениальность Доницетти-драматурга заключается в том, что он рассказывает о человеческой порочности с улыбкой и юмором, дает зрителю пищу для размышлений, возможность узнать себя в героях и задуматься.
– Стиль ART NOUVEAU (арт-нуво), или модерн, в котором выдержано оформление спектакля, подчеркивает утонченность декаданса. Изысканность форм, эклектика материалов, цветовые гаммы, создают атмосферу роскоши и томной неги. Действие происходит в римском отеле, принадлежащем дону Паскуале да Корнето. Большие витражи живут на сцене самостоятельной жизнью и реагируют на события, как живые создания, меняя цвет и освещение, а в последней сцене превращаются с весенний сад. Трансформация декораций происходит на виду у зрителя, который будто изнутри наблюдает за повседневностью роскошной гостиницы. Костюмы конца BELLE EPOQUE подчеркивают социальный и психологический характер действующих лиц. Особенно стремительно развивается визуальная трансформация главной героини – Норины. Персонаж Дона Паскуале представлен в новом свете. Это не комичный старик, а пожилой дэнди и светский лев. Его костюмы выдержаны в строгом эдвардианском стиле и подчеркивают элегантную вальяжность персонажа. Очень важную роль играют хор и миманс, костюм каждого артиста – это отдельный характер, индивидуум. Работа над «Доном Паскуале» доставила мне огромное удовольствие, поскольку эта опера дает возможность многослойного, многоуровнего ее прочтения. Рада возможности творить в состоянии полной свободы, – поделилась Манана Гуниа.
Ее коллега – художественный руководитель постановки Алла Симонишвили заметила, что эта опера не случайно стала одним из самых популярных и репертуарных спектаклей. Драматургическая компактность, доступный текст с большой дозой юмора, великолепно подкрепленный музыкальной характеристикой каждого героя, позволяет зрителю легко «влиться в состояние» и ритм спектакля.
– Композитор отлично пользуется тембральной палитрой – как голосовой, так и оркестровой. Характеризуя зрелого мужчину (бас), который чувствует себя молодым, композитор использует танцевальный ритм; хитрый мошенник (баритон), способный убедить кого угодно – представлен красивой, элегантной мелодией и льстивыми словами; влюбленный юноша (тенор) – сольной мелодией «меланхолической» трубы и, наконец, скандальная, хитрая молодая женщина – фейерверком колоратур. В партитуре оперы царит ритм вальса: в ариях, дуэтах, ансамблях… Это тоже, конечно же, не случайно. Можно рассматривать вальс как бесконечный водоворот жизни, в который втягиваются все новые лица, судьбы, истории, и все они повторяются, – сказала Алла Симонишвили.
– История Дона Паскуале типична, но и универсальна. Недаром автор назвал свою оперу dramma buffa (драма смешная). Этим он подчеркнул не комедийность, а, скорее, сатирический аспект этой оперы, актуальной во все времена именно тем, что открывает зрителю многоплановость отношений между героями, которые преследуют каждый свою, далеко не благородную цель. И, как обычно это бывает в жизни, кто-то ее добивается сполна, кто-то частично, а кто-то начинает ценить то, чего раньше не ценил. Спектакль, особенно комический, это всегда возможность и для артистов, и для зрителей, «заглянуть в себя» и переоценить многое – именно то, что является целью высокого искусства, — отметила в завершении беседы Алла Симонишвили.
Онлайн-премьера пройдет в 19:00 и в 18:00.