Олег Кузнецов: «Вне всяких сомнений президент Алиев по всем параметрам превосходил Пашиняна»

Об итогах мюнхенской конференции по безопасности, также и дебатах президента Азербайджана и премьер-министра Армении, рассказал в интервью Novayaepoxa.com российский историк, независимый политический аналитик Олег Кузнецов.

— Как вы оцениваете итоги мюнхенской конференции по безопасности?

— Мюнхенская конференция по безопасности или MCS, проходившая в столице Баварии с 14 по 16 февраля, войдет в историю современного человечества как международное мероприятие, на котором Соединенные Штаты открыто, объявили «холодную войну» Китаю. Исключением из этого станут Азербайджан и Армения, для народов и властей, которых эта конференция запомнится, прежде всего, словесной дуэлью между президентом Ильхамом Алиевый и премьер-министром Николом Пашиняном о ситуации вокруг Нагорного Карабаха и содержании многолетнего армяно-азербайджанского конфликта.

Тема № 1 данного международного мероприятия — Китай, точнее — «анти-Китай», тема № 2 — России, точнее — «анти-Россия», все остальное — на третьем плане, из чего совершенно ясно, что тема нагорно-карабахского конфликта для Мюнхенской конференции — более чем второстепенная. Потому-то организаторы конференции проводили дискуссию между президентом Алиевым и премьером Пашаняном в формате ток-шоу, со специальным и заранее отобранным контингентом присутствующих в аудитории, что на мероприятиях такого рода обычно случается.

Главная цель проведения именно этой конференции заключалась в том, что обеспечить переизбрание Дональда Трампа президентом США на второй срок. По сути, с этого момента мы можем смело говорить о том, что Трамп и его команда дали официальный старт предвыборной президентской гонки в США. Поэтому на первый план были выведены нужные для его переизбрания вопросы противодействия Китаю и России — главным геополитическим и даже геостратегическим противникам администрации нынешнего американского президента, на борьбе с которыми он выстраивает свою внешнюю и внутреннюю политику. Трамп и его окружение пишут свою картину мира крупными мазками, и на ней таким сюжетным подробностям как нагорно-карабахский конфликт места нет.

Это не значит, что глобальные итоги MCS-2020 не будут иметь значения для Азербайджана, для вашей страны последствия могут быть более чем серьезными. В складывающейся ситуации я на месте азербайджанской аудитории крепко бы задумался над другим вопросом, — удастся ли правительству Азербайджана удержать на нынешнем уровне курс маната к доллару в условия публично объявлено «холодной войны» США и их союзников против Китая и России… Вашингтон явно делает ставку на обвал мировых цен на нефть, которая уже начала снижаться на фоне эпидемии в Китае и замедлением на этом фоне его экономики…

— Сейчас одной из обсуждаемых тем являются дебаты между главами двух государств. К чему в итоги привело эти дебаты? Какой главный посыл их?

— Подобная встреча лидеров двух воюющих стран в таком формате — первая в истории, состоявшаяся без участия международных посредников или без присутствия их коллег из других стран. По сути, это был первый публичный, а не кулуарный обмен мнениями во время закрытых переговоров, между главами Азербайджана и Армении, когда два политика вступили в прямую, а не опосредованную дискуссию через заявления или посредством интервью каким-то изданиями. Моральный компонент дискуссии в данном случае превосходит все политические резоны, отчего значимость одержанного приоритета становится еще выше. О содержании дискуссии много слов говорить не стоит, его можно охарактеризовать всего двумя словами — «избиение младенца». Вне всякого сомнения, президент Алиев по всем внешним данным — уровню владения английским языком, объемом общей эрудиции, манерой поведения, умением подать себя аудитории превосходил своего оппонента.

Никол Пашинян банально не знал достаточного количества специальных юридических и политологических терминов английского языка, чтобы адекватно выразить свою мысль для аудитории с уровнем интеллектуального развития выше среднего. Он выглядел как вчерашний школьник на вступительных экзаменах в институт. Это тот самый случай, когда порода, воспитание и образование обеспечивают успех еще до начала дискуссии. Стороны были явно в разных весовых категориях, — профессор МГИМО против недоучившегося студента второразрядного в СССР Ереванского госуниверситета. Мне все это напомнило собственный опыт преподавания в высшей школе, когда многознающий и многооптыный преподаватель экзаменует не очень умного студента, воспользовавшегося чужой и к тому же дурно составленной шпаргалкой. В данном случае целью экзамена является не выявление уровня знаний, а «обламывание» самомнения наглого и не очень умного студента. Интеллектуальная позиция Пашиняна с самого начала была ущербной, так как представляла собой комплекс идеологических стереотипов и догм из пропаганды, рассчитанной исключительно на армянскую аудиторию, мало совместимым с нормами международного права и известными всем международно-правовыми документами.

Поэтому его позиция изначально была проигрышной. А если все это еще помножить на его косноязычие, причиной которого является недостаточное владение научной лексикой английского языка, то внешний вид Никола Пашиняна был очень и очень тусклым и блеклым, и присущие ему харизма и боевитость характера ситуацию спасти не могли… Но этот вопрос президента Алиева волновать не должен был, он сразу же просчитал своего незадачливого оппонента и гонял его по всему смысловому пространству дискуссии с явным внутренним удовольствием, вгоняя его в смысловой тупик.

Анар Гусейнов