НКВДшние методы борьбы с инакомыслием: за что правозащитника лишают гражданства России?

Правозащитника лишают гражданства России. ФСБ убедила дать показания на мужчину бывшую жену: тот якобы агитировал выходить на митинги

Прокуратура России подала иск о лишении правозащитника «Мемориала» Бахрома Хамроева российского паспорта. Гражданство Российской Федерации Хамроев получил 25 лет назад. Формальным поводом для иска послужила объяснительная бывшей супруги правозащитника о фиктивности ее брака с Хамроевым. По словам женщины, пойти на этот шаг ее убедили сотрудники ФСБ после того, как Хамроев якобы стал активно агитировать сограждан выходить на митинги в поддержку Алексея Навального.

Прокуратура подмосковного города Люберцы подала иск в суд против правозащитника Бахрома Хамроева о признании недействительным его гражданства – паспорт Российской Федерации он получил еще в 1995 году. Хамроев считает иск против него политически мотивированным и намерен добиваться справедливости.

Это уже не первые нападки, рассказывает правозащитник. В 2003 году ему подбросили наркотики, в 2010-м его избил неустановленный сотрудник ФСБ, в 2016 году оперативники ФСБ устроили обыск в его квартире. В 2018-м против него завели уголовное дело о незаконной регистрации в собственной квартире двух человек, беженцев из Таджикистана и Узбекистана, бежавших в Россию от преследования в своих странах. В 2019-м задержали за одиночный пикет и в том же году обвинили в организации незаконной акции. И вот теперь хотят лишить гражданства.

«Преследуют меня по различным и информационным, и уголовным [причинам], все это связано с моей деятельностью. Россия сегодня так и не только со мной – все, категория политиков, общественных деятелей, кто открыто заявляет о нарушениях прав человека, – вплоть до ареста и лишения гражданства», – говорит правозащитник.

Через 25 лет после того, как Бахром Хамроев получил российский паспорт, прокуратура начала проверку соблюдения законодательства в сфере миграции, в рамках которой берет объяснение у бывшей жены Хамроева Маргариты Сусляковой. В нем женщина утверждает, что их брак был фиктивным. На основании этого объяснения и составили исковое заявление.

«Намерений о создании с Хамроевым Б.В. семьи у Сусляковой М.В. никогда не было, она никогда вместе с ним не проживала, совместное хозяйство не вела, общих детей нет. Целью заключения фиктивного брака с Хамроевым Б.В. являлось исключительно его последующее приобретение гражданства РФ», – говорится в заявлении.

В правозащитном центре «Мемориал» уверены, что дело сфабриковано, и уже сделали заявление по этому поводу. «Нет никакого сомнения, что Бахром Хамроев является гражданином России, что он законно получал российское гражданство. Это неоднократно проверялось в ходе попыток там привлечь его к уголовной ответственности в разные годы. Почти все они кончились провалом, потому что ничего криминального, незаконного в его деятельности не было. Но вот теперь мы имеем очередной наезд», – говорит руководитель программ «Мемориала» Виталий Пономарев.

Сам правозащитник уверяет, что его брак был самым обычным: как положено, жена взяла его фамилию, но не сложилось, и они расстались без взаимных претензий. До последнего Бахром не верил, что бывшая жена могла сказать такое.

Журналисты Настоящего Времени вместе с Бахромом Хамроевым отправились к его бывшей супруге Маргарите.

После долгого ожидания у забора их в итоге пустили в дом. Маргарита Суслякова подтвердила, что они с Бахромом на самом деле жили вместе и были супругами. Она призналась, что не хотела ничего писать, но ее убедили сотрудники спецслужб. Мотивировали это тем, что Хамроев агитировал выходить на митинги – «против Навального или за Навального, я не знаю» – и вообще якобы стал человеком с подмоченной репутацией.

Сейчас Маргарита хочет, чтобы ее просто оставили в покое: посещение сотрудников спецслужб не лучшим образом сказывается на ее здоровье – все это большой стресс. Но зла бывшему мужу она не желает, хотя они уже 20 лет – чужие люди.

Напомним, ранее стало известно, что спецслужбы при содействии прокуратуры фабрикуют материалы против Бахрома Хамроева, члена Правозащитного Центра «Мемориал». 4 февраля 2021 года прокуратура подмосковного города Люберцы обратилась в суд, чтобы создать основания для признания недействительным его российского гражданства.

Хамроев известен не только активной защитой прав мигрантов из Центральной Азии и российских мусульман, но и публичной критикой авторитарных центрально-азиатских режимов, организацией пикетов перед посольствами стран региона. За это он неоднократно подвергался различным преследованиям.

Обосновывая свой иск, прокуратура ссылается на объяснительную бывшей жены Хамроева, заключившей с ним брак в середине 1990-х годов. Брак с гражданкой России дал правовое основание для получения Хамроевым российского гражданства. Спустя несколько лет супруги развелись. Теперь прокуратура добивается признания этого брака фиктивным и установления судом юридического факта сообщения «ложных сведений о наличии супруги» при получении гражданства РФ.

На днях бывшая супруга Хамроева сама рассказала ему в присутствии журналиста обстоятельства появления своей «объяснительной». По её словам, в начале февраля 2021 года к ней домой приехали сотрудники ФСБ. Они сказали, что её бывший муж якобы «террорист, всех взрывает, всех подговаривает», а также «подбивает» людей на митинги, связанные с Навальным. Поэтому она должна написать им объяснительную о фиктивном браке. Они также сказали, что в случае отказа её саму могут привлечь к ответственности за то, что она «узаконила» пребывание в России лица, причастного к терроризму.

Речь идёт о фабрикации материалов спецслужбами двух стран: попытки ФСБ создать псевдоправовые основания для высылки Хамроева из России скоординированы с действиями спецслужб узбекских. В самом Узбекистане на прошлой неделе от некоторых заключённых добивались ложных показаний, которые могут быть использованы для уголовного преследования правозащитника в случае его депортации. При этом российская прокуратура даже не пытается встать на защиту закона, а послушно исполняет неблаговидную роль, отведённую ей спецслужбами.

Эти действия являются частью кампании давления и дискредитации, направленной против российского правозащитного сообщества. Член Правозащитного Центра «Мемориал» Бахром Хамроев стал жертвой политически мотивированных преследований, связанных с его общественной деятельностью. Мы требуем от российских властей немедленно прекратить фабрикацию обвинений против Хамроева и привлечь к ответственности должностных лиц, причастных к появлению этого надуманного дела.

Июль 2003 г. – задержание возле дома, подбрасывание нескольких грамм наркотиков. Amnesty International организовала кампанию в поддержку Хамроева. В августе 2004-го приговорён к 1,5 годам лишения свободы. Спустя два месяца был освобождён условно-досрочно.

Декабрь 2010 г. – жестокое избиение сотрудником ФСБ, когда Хамроев пытался пройти на место проведения обыска у одного из мигрантов. Официальное расследование «не смогло» установить виновных.

Июнь 2011 г. – засада в подъезде, жестокое избиение, виновные не найдены. Организация Human Rights Watch потребовала от российских властей положить конец безнаказанным нападениям на активистов.

Сентябрь 2016 г. – обыск в квартире, допрос в ФСБ. Повторный обыск в начале 2017-го года. Позднее всё изъятое было возвращено.

Февраль 2018 г. – уголовное дело в связи с якобы «фиктивной регистрацией» в квартире Хамроева его родственника и одного из просителей убежища из Центральной Азии. Дело неоднократно рассматривалось судами первой и второй инстанций, и в феврале 2020 г. было прекращено по истечении срока давности.

Апрель 2019 г. – задержание и административный штраф за одиночный пикет на Красной площади с требованием освобождения политзаключённых в Таджикистане (в дни приезда в Москву президента этой страны).

Август 2019 г. – задержание и административный штраф по ложному обвинению в причастности к организации проведения в Москве акции «За честные выборы».

21 июля 2014 г. Министерство юстиции РФ включило Межрегиональную общественную организацию Правозащитный Центр «Мемориал» в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Правозащитный Центр «Мемориал» — самоуправляемая общественная организация, не являющаяся «агентом» какого-либо внешнего «принципала».
ПЦ «Мемориал» считает закон об НКО – «иностранных агентах» противоречащим Конституции РФ и нарушающим их право на свободу объединения, в с связи чем данное решение о внесении организации в данный «реестр» обжалуется в Европейском Суде по правам человека.