«Переговоры по урегулированию конфликта в Донбассе надо было провести в Баку, а не в Минске»
Президентская кампания в Украине в разгаре. Кандидаты на наивысший пост страны активно подают документы в ЦИК. Впереди – два месяца для кого-то — увлекательной, для кого-то — изматывающей, а для кого-то – предвыборной гонки. И хотя выборы в Украине – сейчас главная тема и, кстати, не только в Украине, но есть еще много интереснейших событий, которые происходят нынче.
Известный украинский политик, народный депутат нескольких предыдущих созывов, неизменный лидер «Европейской партии», которая является полноправным членом партии Альянса и демократов за Европу, Николай Катеринчук президентскими иллюзиями себя не тешит, его скорее интересуют парламентские выборы, которые пройдут в Украине осенью этого года. Но, тем не менее, он находится в гуще предвыборной гонки – он является одним из руководителей штаба кандидата в президенты, бывшего министра обороны Украины Анатолия Гриценка. Об особенностях нынешней президентской кампании, а также о своих тесных отношениях с азербайджанским бизнесом Николай Дмитриевич рассказал нашему изданию.
— Николай Дмитриевич, Вы как-то довольно улыбнулись, когда я сказала, что интервью с Вами будут читать в Азербайджане…
— Сразу хотел бы передать большие слова дружбы и любви азербайджанскому народу. Знаю хорошо посла Азербайджана в Украине — Азера Худиева. Он настоящий патриот своей страны, очень много делает для того, чтобы азербайджанская диаспора, азербайджанский бизнес чувствовал себя в Украине комфортно. Но с уверенностью могу сказать, что отношения между Украиной и с Азербайджаном могли бы быть более интенсивными и деловыми, потому что у этой страны колоссальный потенциал. Я лично занимаюсь несколькими проектами с азербайджанскими компаниями, которые сюда заходят и предлагают свой опыт и умение, это ряд компаний, которые могут строить дороги, очистные сооружения, мосты, одна из компаний в Киеве делает сейчас мостовой переход, и результат такой работы на очень высоком уровне. Они вкладывают деньги, они инвестируют, они и сахарные заводы восстанавливают, строят овощехранилища, и очень мобильны в плане закупок баранины, сахара. Наша страна заинтересована, чтобы на нашем рынке было как можно больше азербайджанских компаний,
— Но если азербайджанцы готовы инвестировать в нашу страну, и делают свою работу качественно, тогда почему Украина не использует более интенсивно этот потенциал? Что этому помеха, ведь у президентов двух стран – Порошенко и Алиева — достаточно конструктивные, партнерские отношения, о чем они не раз заявляли?
— Судя по тому, насколько качественно у нас работают автозаправки SOCAR, Ильхам Алиев ставит достаточно четкие задачи для своего бизнеса, чтобы этот бизнес был всегда на высочайшем уровне. И они действительно выигрывают здесь за счет конкуренции, качества своей продукции и услуг. А вот у Порошенко нет своих интересов в Азербайджане кроме, разве что, его фабрики ROSHEN, сладости которой действительно пользуются в Азербайджане спросом. И, по большому счету, он не заинтересован, чтобы в структурных проектах азербайджанские компании работали более интенсивно, нежели турецкие.
— В чем дело, почему такая избирательность? Почему турки и азербайджанцы не могли бы работать параллельно? Ведь Украина сейчас как в воздухе нуждается в инвестициях?
— Он считает Турцию геополитическим фактором стабильности в Черном море, и ее президент имеет определенное влияние на Россию. И Порошенко, конечно, где-то прав, ведь наглядное доказательство этому – освобождение благодаря Эрдогану политических пленных, заместителей главы запрещенного в России Меджлиса крымско-татарского народа, граждан Украины Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова. Bменно он надавил на Путина, хотя никто даже не ожидал, что наши крымские татары будут освобождены из российского плена. Хотя лично мне кажется, что возможностей у Ильхама Алиева, например, значительно больше в плане переговорных процессов, миротворческих, посреднических миссий. По крайней мере, их у него больше, чем у президента Беларуси Лукашенко. Это была стратегическая ошибка, что они пошли на Минск с этими Минскими соглашениями, которые уже который год не приводят ни к какому результату, а не на Баку, там бы был более реалистичный формат.
— Сейчас ситуация с Беларусью изменилась – Путин пытается сделать с них губернию, так же, как и с Украиной мечтает. Перед Новым Годом Лукашенко дважды в течение пяти дней летал к Путину на переговоры и в общей сложности около шести часов общался с ним один-на-один, выслушивал требования Путина, торговался и обсуждал, какие части суверенитета готов сдать в обмен на дальнейшую экономическую и политическую поддержку…
— Я думаю, что после того, как большинство европейских стран промолчали по поводу аннексии Крыма, мягко высказались, о том, что происходит сейчас на Донбассе, где отрабатывается технология создания путинской империи, то я совсем не исключаю, что Беларусь будет следующей после Украины. Ну а потом уже step by step — Армения, Казахстан, и Азербайджан. Но Азербайджан имеет более сильных и стабильных партнеров – не так просто уже с Азербайджаном разговаривать с позиции давления. У них самостоятельная экономика, достаточно серьезная поддержка.
— Сильная не сильная, а в Карабахе уже почти 30 лет война…
— Конечно, это огромная проблема для Азербайджана, и она создана, в том числе, и с помощь Российской Федерации.
— Естественно, никто же в этом не сомневается…
— Я думаю, что ситуация и в Азербайджане, и в Украине кардинально измениться, как только смениться руководство РФ, тогда все эти конфликты умрут.
— Возвращаемся в Украину. Президент Порошенко недавно призвал политические силы и кандидатов в президенты своим примером засвидетельствовать «высокое качество избирательного процесса». Что это он имел в виду?
— Могу сказать, что избирательный процесс – это всегда большая конкуренция, битва, если хотите, между политическими партиями, лидерами, разными идеологиями. О чем говорит президент? Президент говорит о том, что «не мешайте мне попасть во второй тур». До конца его пребывания на должности остается каких-то 80 дней, за эти 80 дней, конечно же, очень важно, чтобы выборы прошли демократично, транспарентно и мы еще раз подтвердили, что ценим демократию, и умеем жить по демократическим европейским стандартам.
— Никто не сомневается, что президентские выборы будут очень интересным, и мы все уже это наблюдаем, хотя еще четко не знаем полного списка кандидатов – в ЦИК зарегистрировалось около 10 человек, желающих сесть в президентское кресло. А все и политики, и политологи, и журналисты уверены, что этот список будет насчитывать более 30 человек – уникальный для Украины случай, как это и ожидалось. Так много кандидатов в президенты еще не было. Впрочем, поживем – увидим. Кремль ведет гибридную войну не только в военном плане, но в том числе и информационную. Работа «ольгинских троллей » и взломы информационных систем уже показали свои результаты во всем мире, вспомним ту же Америку, когда от взлома своей почты пострадала лидер президентской гонки Хиллари Клинтон. Если уже всемогущая Америка не устояла перед «ольгинскими» кибер-атаками, что уж говорить об Украине.
— С кибер-атаками борются, когда сто процентов населения охвачено интернетом. У нас не такой большой охват, не все сидят в сети, как в Америке. У нас это может быть связано с сервисной частью ЦИК при передаче данных с избирательных участков – такое, конечно, вполне может быть. У нас беда в другом – у нас в открытую ведут себя прокремлевские телеканалы, и Порошенко дает возможность куму Путину Виктору Медведчуку (бывший глава администрации Кучмы) скупать здесь СМИ, открывать новые прокремлевские телеканалы. Ведь главными технологиями на этих выборах будет вылив ведрами всевозможного компромата через телевизионную картинку. Опять-таки, Порошенко не запрещает открывать здесь пропутинские партии, выдвигать им своих кандидатов… Вот это настоящая проблема и именно этим отличаются нынешние избирательные технологии от предыдущих выборов.
— Многие социологические опросы уже сегодня показывают, что во второй тур однозначно выходит Юлия Тимошенко, а вот кто с ней будет бороться– вопрос, до выборов многое может измениться. Ваша политическая сила – «Европейская партия» поддержала на этих выборах Анатолия Гриценка. Он уже третий раз баллотируется в президенты. И за ним уже прочно закрепилось прозвище «первый непроходной»А ему по рейтингам пишут 4-5 место. Что вас побудило поддержать именно этого кандидата?
— Рейтинги – это целая часть манипуляций общественным мнением. У нас есть своя социология. То, что Порошенко точно не будет во втором туре, я в этом не сомневаюсь. Гриценко только начинает избирательную кампанию. У него самый низкий анти-рейтинг, большинство людей считают, что вокруг Гриценка должны объединиться демократическо-оппозиционные силы. И наша задача — доказать, и подчеркнуть, что кроме Тимошенко, Порошенко есть и другие кандидаты, у которых есть шансы выиграть. Мы прагматично подходим к этому. Понимаю, что у нас не такой большой ресурс, телевизионный в том числе, но мы должны объяснить людям, что в условиях войны нам нужен квалифицированный Верховный главнокомандующий, а Гриценко был министром обороны. Нам не нужен торгаш, артист…
-…артистка (Тимошенко – ред.)
— Нет, она далеко не артистка, она занималась энергетикой, я с ней работал, она профессиональный политик, который умеет добиваться результата. У людей будет выбор, и мы все делаем для того, чтобы этот выбор был в пользу честной политики, потому что честных людей все-таки больше, и они заслуживают честной власти. Вот, например, у нас комик-артист Владимир Зеленский появился – и сейчас, оказывается, все проблемы в стране из-за него, а Гриценка обплевывать грязью начали еще с весны – сначала это делали штабы Тимошенко, потом они увидели, что рейтинг Юлии Владимировны начал падать, а Порошенко подниматься, и перестали это делать, инициативу сейчас перехватил штаб Порошенко. То есть, тактика такая — если не можешь выиграть – нужно очернить всех вокруг. Но к Гриценко это не пристает. Рассказывают, что он развалил армию – так после него было 10 министров обороны, 2 из них с русскими паспортами, которые просто убивали армию. Мы должны сломать олигархическую систему. Потому что она уже никому вздохнуть она не дает. Им удобно это все – они то во власть, то в оппозицию. А людям, которые вынуждены уезжать из этой страны не удобно, у нас 3,2 млн вынужденных эмигрантов. Это называется построили систему? И мы будем рассуждать, кто проходной, а кто не проходной. Граждане Украины у нас не проходные, потому что олигархи не дают уже никому вздохнуть в этой стране.
— Означает ли то, что если вы сейчас поддерживаете Гриценка, то одной колонной пойдете и на парламентские выборы?
— Это зависит от Гриценка и его результатов на выборах. Если он выиграет – ситуация одна, если займет второе место, значит, будет премьером – ситуация вторая. Все равно наша общая позиция будет представлена во власти – мы станем тем рубежом, который будет защищать демократию и возможность развиваться стране без олигархов. Тем более, в условиях войны, нужно выбирать не просто президента, а Главнокомандующего, который бы четко понимал, как возвратить Крым и прекратить войну на Донбассе.
Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха