Похоже, за татар взялись всерьез. В Запорожье, на территории Украины, «по просьбе православной татарской общины» и по благословению митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки был отслужен молебен «об упокоении всех православных татар от века почивших с упоминанием хана Кубрата и его сына хана Аспаруха». (Хан Аспарух — основатель Дунайской Булгарии или современной Болгарии).
В материале, посвященном этому событию, говорится, что «Кубрат и его семья были крещеными», передает IslamNews.
Подвергать сомнению факт, что некоторые представители татарской знати после падения Казанского ханства приняли православие, не приходится. Другое дело — знать, что элита общества (и татарская здесь не исключение) живет по своим законам. Достаточно вспомнить жесткое условие принятия государственной религии -православия, которое выдвигалось при женитьбе наследников российского престола на иностранных аристократках неправославного вероисповедания, которые в будущем должны были стать российскими императрицами и матерями новых наследников престола.
Подобными же условиями как правило обставлялось и вхождение татарской аристократии в ряды русской знати. Стоит отметить, что отпрыски татарских родов, принявших православие, в полной мере разделили участь российской дворянской аристократии в 1917 году и теперь упоминание о них можно встретить лишь на страницах учебников истории и в научной литературе.
Но в данном случае интересно другое: попытка объявить православным основателя племенной конфедерации тюрков – Великой Булгарии хана Кубрата и членов его семьи, куда входит и его сын Котраг, который считается одним из основателей Волжской Булгарии.
При этом делается отсылка на неназванные исторические источники. Однако достоверных сведений о самом Кубрате не сохранилось. Зато целое столетие в исторической науке господствовало ошибочное мнение о том, что упоминание в «Хрониках Иоанна Никиусского» о некоем Кетрадесе, проживавшем в Константинополе и принявшем крещение, свидетельствует о том, что хан Кубрат был крещеным.
Ошибка крылась в неправильном переводе ориенталиста Х. Зотенберга имени Кетрадеса как Кубрат. Она была идентифицирована и исправлена. При этом указывается, что Кетрадес и Кубрат – это не один и тот же человек (Мингазов Ш. Р. Кубрат — правитель Великой Болгарии и Кетрадес — персонаж Иоанна Никиусского. — Казань: Институт истории АН РТ, 2012.).
Сведений о том, что сын Кубрата Котраг принял христианство также не обнаружено. Более того, как указывает сам Ш. Мингазов в своей работе, историки-византисты ставят под сомнение факт того, что Кубрат мог в том или ином виде внедрить христианство среди подвластных ему булгарских племен.
Стоит напомнить, что булгары до ислама исповедовали тенгрианство, религию, о которой до сих пор мало сведений, хотя в ней присутствовало понятие о едином божестве.
Более того, этими же историками на основе цитирования исторических средневековых хроник приводятся факты враждебного отношения булгарских племен к христианству и к тем представителям знати, которые пытались его проповедовать. Однако, как говорится, если факты не соответствуют желаниям, то тем хуже для фактов.
Таким образом, пытаясь как-то намекать на связь основателя Волжской Булгарии с православием, кто-то слишком ушлый бросает тень на краеугольную идею исламского самосознания татар – официальное принятие ислама ее эльтибером-правителем Алмушем – потомком Котрага и добровольное принятие ислама подавляющим большинством ее населения.
Таким образом ставится под сомнение, ни много ни мало, религиозная идентичность татарского народа. Кроме этого в сознание татар разными путями активно внедряется тезис о том, что они «двуконфессиональный этнос» и делаются заявления, что православные татары составляют «30%» от их общего числа, хотя судя по статистическим данным это пока не так.
И если раньше изменением исторического самосознания «советских народов» с навязыванием им мысли о том, что до Октябрьской революции они прозябали в «темноте и невежестве», занималась мотивированная марксизмом-ленинизмом советская наука, направляемая Идеологическим отделом ЦК КПСС, то сейчас остается лишь гадать, кто этот пресловутый «новый Суслов», изобретающий постмодернистские псевдоисторические концепции…