«Армяно-азербайджанское примирение — это долгосрочный проект, но международные игроки все же должны поддержать его сейчас». Такой вывод делает в своей статье на сайте Carnegie Europe старший научный сотрудник американского экспертно-аналитического центра «Фонд Карнеги Европа», английский политолог, специализирующийся на Восточной Европе и Кавказском регионе Томас де Ваал.
Но в состоянии ли международные игроки оказать какую-то помощь региону, учитывая, что в той же Европе как будто застряли в прошлом? Об этом свидетельствует хотя бы сообщение Европейского Союза, который уведомил Армению о завершении процесса ратификации со стороны ЕС и стран-участниц содружества Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения-ЕС. Соглашение в полной мере вступит в силу с 1 марта этого года.
Так вот, в соглашении, как отмечает ереванское издание Armenia Today, поднимается вопрос «мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта» (и это уже после окончания Отечественной войны за освобождение Карабаха). Кроме того, подтверждается приверженность ЕС поддержанию усилий и подходов сопредседателей Минской группы ОБСЕ, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта, в частности, «на основе равноправия и права народов на самоопределение».
Известный немецкий политолог Александр Рар в беседе с Media.Az отметил, что Запад и Евросоюз не особо обеспокоены вопросом Карабаха, «эту тему активно не обсуждают даже аналитические центры»:
— Когда рушился СССР, то можно было наблюдать консолидацию Европейского Союза. У ЕС были деньги, политическая воля. Был энтузиазм, желание заниматься международными делами. Ставились крупные задачи, например, не допустить воссоздания Россией новой империи, а для этого нужно было поддерживать все постсоветские государства. Президент США Билл Клинтон заявил, что постсоветское пространство – это зона интересов Америки. И с этим тогдашнее руководством России во главе с президентом Борисом Ельциным и главой МИД Андреем Козыревым согласились.
Были идеи создать общую зону от Ванкувера до Владивостока. Тогда и появилась Минская группа ОБСЕ, призванная решить нагорно-карабахский конфликт, появлялись механизмы по урегулированию конфликта в Приднестровье. Разрабатывались планы (в том числе и с моим участием) по «Шелковому пути», который должен был соединить ЕС, Кавказ, Центральную Азию, проекты трубопроводов из Азербайджана в Турцию и далее в Европу.
Это было другое время. Сейчас нет денег даже на программу ЕС «Восточное партнерство», Россия сильно укрепила свои позиции, появился Евразийский экономический союз. ЕС даже в Украине не смог для себя выстроить ничего надежного. Брюссель теряет свое влияние, хоть и не признает этого.
США сейчас не очень интересует постсоветское пространство, ведь «геополитических пожаров» в мире все больше, они в Азии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Да, для Европы Донбасс – это «пожар», как и Карабах. Приднестровье – «костер». Но ЕС ничего не может сделать. Надо реально смотреть на вещи. Можно предлагать тысячи вариантов, но это все – просто бумага. У Европы руки просто не дойдут, это – результат геополитических изменений последних десятилетий.
А тут еще финансовый кризис, пандемия коронавируса, Brexit – выход Великобритании из ЕС, после чего можно ожидать развала этой страны. Шотландия и Северная Ирландия могут отделиться, вот это будет проблемой для европейцев, этим они займутся в первую очередь, а не Карабахом.
Европа по Карабаху говорила всегда одно: не воюйте. А когда совершенно справедливо в Баку и Ереване поднималась тема помощи в урегулировании, то звучал ответ: решайте сами, главное, чтобы без России.
— Есть ощущение «позднего зажигания» у Евросоюза. Чего стоит только сообщение ЕС о завершении процесса ратификации со стороны ЕС Соглашения о партнерстве Армения — ЕС, в котором говорится о Минской группе, урегулировании карабахского конфликта «на основе права народов на самоопределение» и т.д. В Брюсселе не в курсе, что без Минской группы и при посредничестве Москвы подписаны трехсторонние заявления между Азербайджаном, Россией и Арменией?
— Они не вникают в то, что происходит. Кто готовит такие заявления? В каждом МИД, в том числе в немецком, есть отдел, в котором работают два — три человека, пусть даже пять, занимающиеся Южным Кавказом. Они и пишут бумаги. В Европе не смотрят на то, что написано, на тексты обращают внимание в вашем регионе.
Кстати, в Европе есть сильное армянское лобби, но информационное обеспечение и освещение войны в Карабахе Азербайджан провел гораздо эффективнее. Фактически, Запад транслировал азербайджанскую позицию, заявляя в унисон с Баку о том, что Нагорный Карабах – это юридически признанная территория Азербайджана. Пару лет назад такое представить было бы крайне сложно.
Конечно, сейчас армянское лобби хочет отыграть все назад. Армянская сторона проиграла Азербайджану на дипломатического поле. Они увидели, что большая часть Европы не защищала армянскую позицию, ужаснулись и потому сейчас стучатся в разные двери, и изредка их слышат.