«Наши корифеи»: Видади Нариманбеков, азербайджанский живописец с французскими корнями

Информационно-аналитическая онлайн газета «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» продолжает знакомить своих читателей с новым авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Наши корифеи».

Сегодня, 13 июля, день рождение Видади Ягуб оглы Нариманбекова.

Видади Нариманбеков — выдающийся азербайджанский живописец с французскими корнями, Народный художник АР, лауреат Ордена «Шохрат», обладатель Серебряной медали им. Грекова, личность мирового масштаба, внесший огромный вклад в изобразительное искусство Азербайджана. Серьезный, сосредоточенный живописец, много размышлявший о своем времени и человеке, о его нравственных обязанностях, гражданском долге, о его ответственности перед Родиной.

Родился 13 июля 1926 года во Франции, на севере, в городе Кан накануне Дня Бастилии, соединил в себе две великие культуры и две страны — Францию и Азербайджан. Его отцом был Фарман Ягуб Нариманбеков, сын генерал- губернатора Амирбека Нариманбекова в период АДР. Мама — француженка Ирма Лярудэ, уроженка юга Франции, Гаскони, города По. Брат – Народный художник Азербайджана Тогрул Нариманбеков.

В 1943 году Нариманбеков поступил в художественное училище им. Азимзаде, в 1944 году он был призван в армию, в которой прослужил шесть лет. После окончания бакинского художественного училища, обучался в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (1953-1956) на отделении витража. С 1957 по 1960 годы — в Тбилисской Академии Художеств. Его дипломной работой была картина «Тяжелые годы» на военную тематику, которая стала приоритетом в его творчестве. После его окончания работал в рамках станковой живописи, а также в духе монументализма, который отразился в каждом его полотне.

Член Союза художников СССР (1961). Народный художник Азербайджана (1982). Награжден орденом «Шохрат» (2001). Участвовал во всесоюзных художественных выставках. Персональные художественные выставки во Франции (1992-2000).

Скончался Видади Ягуб оглу Нариманбеков 13 декабря 2001 года в Баку.

Видади Нариманбеков – яркий представитель азербайджанской школы живописи, которая была одной из наиболее самобытных, популярных и узнаваемых явлений в советском изобразительном искусстве. Отличаясь от других национальных школ «темпераментным» отношением к цвету, она сумела соединить в себе и глубокое знание формы, и богатое, насыщенное размышлениями содержание. Видади Нариманбеков, бесспорно, является одним из самых значимых и знаковых фигур в азербайджанском искусстве, в творчестве которого гармонично сочетаются самые характерные для национальной живописной школы черты и особенности.

Вот что пишет о Нариманбекове азербайджанский художник, кинорежиссер, философ, искусствовед, критик и теоретик культуры и искусства, педагог Теймур Даими: «Видади Нариманбеков по своему внутреннему артистическому темпераменту был художником-бунтарем, нонконформистом, эстетическим революционером. Его интеллектуальный уровень и глубокое, философское видение мира побуждали его к смелым поискам и неординарным решениям в области формы, концепций, креативных стратегий, которые не вписывались в тесные рамки советского культурного официоза. Но, тем не менее, Видади остался в истории азербайджанского искусства как талантливый представитель официального стиля». Видади Нариманбеков создал ряд программных полотен, удачно и органично вплетенных в стилистическую ткань социалистического реализма и в точности соответствующих так называемому «суровому стилю»».

Смотря на работы художника, мы видим укрупненность форм, большой формат полотен, монументализм, аскетизм в колорите, пренебрежение к деталям, декоративным элементам, уменьшение количества действующих лиц.

Хоть для Нариманбекова военная тема стала основной, мирная также присутствовала в его полотнах, где он мог работать с более яркими красками. В многогранном творчестве Видади Нариманбекова существует и лирический образ материнства, особенно в его позднем периоде. Мастер любил использовать персонажи детей в своих картинах.

Иногда при написании пейзажей художник приближался к чистой абстракции. Обращаясь к портрету, пейзажу или свободным композициям на философскую тему, художник словно раскрепощался.

Теймур Даими: «Знакомясь с творчеством Видади Нариманбекова, нельзя не отметить, что для художника не существовало простых тем. Над чем бы не работал мастер, все было одинаково важно для него, наделено особым глубоким смыслом. Видади можно с полным правом назвать художником-мыслителем с богатым и интеллектуальным бэкграундом, который непрерывно размышлял с кистью в руке и полотна которого можно читать как открытую книгу природы, всякий раз находя в них что-то новое, созвучное именно теперешнему, актуальному ощущению зрителя».

В Азербайджане помнят, любят и вспоминают с теплотой этого замечательного художника. В июле 2016 года в Национальном Музее искусств Азербайджана была проведена персональная выставка Видади Нариманбекова, на которой присутствовал его сын Амирбек, художник и его дочь Нигяр Нариманбекова, тоже художник, которая приехала из Парижа. Выставка была организована Министерством культуры АР и посвящена 90-летию легендарного мастера кисти.

Говоря о своем легендарном отце, Нигяр ханум отметила, что Видади Нариманбеков был художником планетарного масштаба, а степень его таланта невозможно переоценить. Его можно сравнить с такими мастерами французского классицизма, как Энгр, Делакруа, Жерико, Давид. «Он поднял до космических высот и воспел идеи любви к Родине, жертвенности во имя великого дела, патриотизма, граничащего с полной самоотдачей до самой глубины души», — сказала Нигяр ханум.

Коллеги и друзья художника с теплотой вспоминали Видади Нариманбекова. Секретарь Союза художников Азербайджана, Народный художник АР Агали Ибрагимов поделился своими воспоминаниями о Нариманбекове, назвав его талантливым живописцем, с которым его связывали теплые дружеские отношения.

«Видади Нариманбеков – известный азербайджанский художник, популярность которому принесли его замечательные картины. Большинство его полотен было посвящено патриотической теме. Несмотря на то, что на творчество мастера повлияла идеология, охватывающая все сферы жизни человека советского периода, он показывал ее по-особенному — с любовью, используя интересные композиции, порой даже неожиданные сочетания. Работая в строгих рамках, за которые нельзя было выходить, он создал множество прекрасных картин, многие из которых стали настоящими шедеврами. Именно Видади превратил идеологию в искусство посредством своих полотен, на что способен только мастер с большой буквы. С Нариманбековым нас связывали дружеские отношения, мы часто общались. Помню, я был еще достаточно молодым художником, а Видади в то время уже являлся секретарем Союза художников. Он часто показывал нам свои картины, желая услышать наше мнение, порой даже критику. Это был уникальный человек, который никогда не останавливался на достигнутом, и всегда стремился к совершенству. Считаю, что наша молодежь должна знать творчество столь маститого автора, у которого они могут многому научиться. Ведь написать картину, занятие не из легких. Нужно правильно составить композицию, выбрать сюжет, продумать основные аспекты творческого процесса и прочее. Как говорил Микаил Абдуллаев – «Художник, который не пишет картины, он не художник». Этим выражением великий мастер хотел сказать, что живописец должен писать, чтобы развивать свой талант, чем всегда занимался покойный Видади. Он был великим художником. Аллах рехмет елесин!», — сказал Ибрагимов.

Имя легендарного азербайджанского художника Видади Нариманбекова никогда не будет забыто его страной, согражданами и близкими.

Рустам Гасымов