Наргиз Алиярова: «Проведение данного конкурса во многом предотвратит плагиат мелодий Узеира Гаджибейли» — ИНТЕРВЬЮ
В настоящее время продолжается прием заявок на участие в объявленном 15 января Международном конкурсе композиторов имени Узеира Гаджибейли, проводимый по инициативе Общества национальной музыки и глобальной культуры совместно с Азербайджано–американским музыкальным фондом, и поддерживаемый Государственным комитетом по работе с диаспорой АР и Министерством культуры Азербайджана.
Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» решила побеседовать с президентом Общества национальной музыки и глобальной культуры, заслуженной артисткой Азербайджана, профессором Бакинской музыкальной академии Наргиз Алияровой, проживающей в Нью-Йорке (США), которая рассказала, как родилась идея провести данный конкурс, обозначила основные цели, задачи и особенности данного проекта, отметив, как эта инициатива позволит бороться с плагиатом.
Проживая за океаном, Наргиз Алиярова ведет активную концертную и общественную деятельность, направленную на популяризацию азербайджанского музыкального искусства и нашей культуры за рубежом. Общество национальной музыки и глобальной культуры, созданное Наргиз ханум, регулярно проводит концерты и международные проекты на высоком профессиональном уровне, знакомя слушателей с лучшими образцами народной и композиторской музыки Азербайджана, и не только.
— Наргиз ханум, расскажите, как зародилась идея данного конкурса?
— Идея этого конкурса возникла спонтанно, хотя направлена на борьбу с достаточно большой проблемой, существующей многие годы – это плагиат азербайджанского музыкального искусства, чем уже давно грешат наши «соседи». Бывают случаи, когда они присваивают наши мелодии и выдают их за свои. В других же случаях для новых произведений они берут за основу темы из нашего фольклора или произведений азербайджанских авторов, никогда не указывая оригинал. К слову, зачастую используются темы из оперетт «Не так, так эта», «Аршин мал алан» и других произведений гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли. К слову, полученные в результате плагиата сочинения для фортепиано, струнного квартета, камерного оркестра и других музыкальных коллективов исполняются по всему миру, но нигде не указываются произведения, откуда армянский композитор взял тему для того или иного сочинения. Это большая проблема, с которой непросто бороться. Но мы нашли свой выход из сложившейся ситуации.
— И Вы решили провести международный композиторский конкурс?
— Совершенно верно! Цель конкурса, организованного по случаю 100-летия Бакинской музыкальной академии, — популяризация во всем мире азербайджанской музыки, творчества Узеира Гаджибейли и защита его произведений от плагиата. Создание новых, современных сочинений на основе мелодий сценических произведений У.Гаджибейли – это наиболее эффективный способ борьбы с таким негативным явлением, как плагиат.
— Какие положительные моменты сулит этот конкурс азербайджанской культуре?
— Постараюсь перечислить наиболее важные моменты. Во-первых, проведение данного конкурса во многом предотвратит плагиат мелодий Узеира Гаджибейли. Ни для кого не секрет, что в творчестве Узеир бека значительное место занимают именно оперы и оперетты, а постановка таких грандиозных сценических произведений в лучших театрах мира за рубежом – это достаточно сложный и дорогостоящий процесс. Такое мы можем себе позволить лишь раз в несколько лет, а нам необходимо популяризировать нашу музыку на самых разных концертах с высокой периодичностью. Считаю, что для этого будет целесообразнее и гораздо эффективнее организовать исполнение новых инструментальных произведений для небольших составов, написанных на основе тем из произведений У.Гаджибейли (фортепиано, фортепиано-виолончель, фортепиано–скрипка, трио, квартеты и др.). Во-вторых, создание новых музыкальных произведений, несомненно, внесет свою лепту в популяризацию творчества азербайджанского композитора по всему миру. В-третьих, зарубежные композиторы и исполнители, желающие участвовать в конкурсе, получат возможность поближе ознакомиться с творчеством нашего гениального композитора, ведь для написания сочинения им необходимо изучить произведения Гаджибейли. В итоге они подарят его великолепным мелодиям новую жизнь, создавая современные сочинения, беря за основу темы из произведений Узеир бека. В-четвертых, с помощью полученных в рамках конкурса сочинений любители и ценители музыкального искусства смогут окунуться в творческий мир Узеира Гаджибейли и лучше постичь азербайджанскую музыку и культуру в целом.
— Кто может принять участие в конкурсе и какое число тем было отобрано?
— В конкурсе могут принять участие композиторы со всего мира. География не имеет границ. Каждому участнику предлагается представить инструментальное произведение, написанное на одну из 10 музыкальных тем, выбранных оргкомитетом конкурса. Это темы из «Аршин мал алан», «Не та, так эта» и «Кероглу», которые зачастую используют наши «соседи», а также те, что наиболее часто у нас на слуху.
— Где можно подать заявку на конкурс и получить необходимую информацию?
— Специально для конкурса был создана страница Competition на нашем сайте, где можно получить подробную информацию о конкурсе, перейдя по ссылке. Работая над дизайном нашего интернет ресурса, мы взяли за основу следующие критерия – простота, доступность и информативность. Во-первых, мы выписали одноголосные мелодии из всех представленных на конкурсе тем, обеспечив максимальную доступность их восприятия. Во-вторых, на сайте размещен весь клавир, чтобы композитор не терял времени на поиски источника, а мог найти всю необходимую информацию в одном месте. Достаточно одного клика для перехода на нужную страницу, где начинается та или иная тема. В-третьих, на сайте выставлены фильмы на русском и азербайджанкам языках «Аршин мал алан» и «Не та, так эта», а также спектакль «Кероглу». Для прослушивания нужной темы достаточно перейти по ссылке и фильм/спектакль отроется на нужной минуте. В-четвертых, в одном из разделов размещены статьи про самого Узеира Гаджибейли и про каждое из трех его произведений, темы из которых мы предлагаем участникам. К тому же, имеются либретто и история зарождения вышеупомянутых сочинений азербайджанского классика.
Одним словом, сайт сконструирован так, чтобы сделать работу композитора максимально удобной и комфортной. Учитывая, что участниками нашего конкурса станут не только азербайджанские, но и иностранные композиторы, некоторые из которых, возможно, будут впервые знакомиться с творчеством Узеира Гаджибейли, мы решили предоставить им всю необходимую информацию.
— Расскажите про участников авторитетного жюри. Кто в него входит?
— Составу компетентного жюри конкурса посвящена отдельная страница на сайте. Его возглавляет Народная артистка Азербайджана, председатель Союза композиторов, профессор Фирангиз Ализаде. Очень важно, чтобы в жюри присутствовал азербайджанский композитор, досконально знающий наследие Узеира Гаджибейли, чтобы суметь оценить произведения, которые появятся на основе его музыки.
Второй член жюри – заведующий кафедрой композиции Манхэттенской музыкальной школы в Нью-Йорке Рэико Фютинг. Третий — основатель Ассоциации женщин-композиторов Ирана Нилуфар Ноурбакш. Каждая работа будет представлена жюри в виде аудиозаписей (аудиофайл) и PDF-файлов.
Для обеспечения прозрачности оргкомитет конкурса решил использовать «blind jury». Жюри, рассматривая работу того или иного композитора и выставляя баллы, не знает имени автора произведения, так как сочинение сопровождается фиксированным номером, что гарантирует прозрачность будущих результатов и абсолютно исключает элемент предвзятости. Достойные произведения обязательно получат соответствующую оценку.
— Последний срок подачи заявки и несколько слов о гонораре…
— Документы и аудиозапись произведения принимаются до 1 июля 2021 г. Жюри прослушает и оценит конкурсные сочинения до 15 августа 2021 г. Итоги конкурса будут подведены 18 сентября 2021 года — в день рождения Узеира Гаджибейли в Баку. Призовой фонд конкурса составляет 3500 долларов. Авторы трех лучших произведений получат дипломы и денежные призы в размере 2000, 1000 и 500 долларов соответственно.
— А если говорить о названиях произведений, написанных авторами в рамках конкурса?
— Они будут двойными. Каждое произведение, рожденное в рамках этого конкурса, будет носить имя Узеира Гаджибейли, источника – откуда взята тема, которой вдохновился автор, и имя самого композитора. Например, фантазии на тему Узеир Гаджибейли «Не та, так эта» и имя композитора – автора нового сочинения.
— Говоря о перспективе конкурса, как Вы видите его продолжение?
— Мы уже подумали об этом и решили сделать данный конкурс периодичным (раз в два года), но тематика будет меняться. Темы для конкурсов последующих лет уже готовы. К ним относятся мелодии по мотивам фольклорных и авторских музыкальных произведений, подвергшихся армянскому плагиату; новые произведения по мотивам композиций Фикрета Амирова и сочинения на музыку старинных азербайджанских танцев.
— Каждый композитор мечтает, чтобы его сочинения исполнялись. Как Вы предусмотрели этот важный момент?
— Во-первых, в рамках конкурса запланировано два концерта. Премьера произведений-победителей состоится 23 сентября в Баку в рамках Международного музыкального фестиваля имени Узеира Гаджибейли. Затем 5 ноября в Линкольн-центре Нью-Йорка пройдет гала-концерт Международного конкурса композиторов имени Узеира Гаджибейли. Мы старались его максимально интернационализировать, расширив географию.
Во-вторых, каждый второй год после композиторского конкурса мы планируем проводить конкурс исполнителей, где музыкант, согласно регламенту, должен сыграть произведение из списка изданных сочинений по итогам композиторского конкурса имени Узеира Гаджибейли. Одним словом, исполнительский конкурс будет основываться на композиторском конкурсе, прошедшем в минувшем году. Это необходимо, чтобы новые произведения не пылились на полках, а исполнялись и включались музыкантами в свои репертуары. Если исполнитель разучивает произведение, то, как показывает практика, он впоследствии обязательно будет его играть. А в качестве мотиватора будет служить наш исполнительский конкурс.
В-третьих, любой композитор (наш соотечественник или иностранец) будет заинтересован в продвижении своего творчества, поэтому будет сам проявлять инициативу, чтобы написанное им сочинение исполнялось в его стране, его соотечественниками или на мировой сцене.
— Где будут изданы произведения, заявленные на конкурс?
— Лучшие сочинения, представленные на конкурс и набравшие выше 75-ти баллов, будут изданы в США и широко распространены по всему миру. Таким образом, произведения поступят в библиотеки, учебные заведения, интернет ресурсы и т.д. Согласитесь, что это престижно и является мотивационным фактором для молодых композиторов, мечтающих заявить о себе на международной арене.
— Расскажите про особенности произведений, отправляемых на конкурс…
— Мы постарались учесть всевозможные нюансы и продумать всё до мелочей. Одним словом, подошли к делу основательно. Произведение должно быть не больше 15 минут и с использованием не больше пяти инструментов в любом соотношении, но с одним исключением – кроме скрипки и голоса каждый композитор может использовать только один инструмент. Таким образом, он не может для конкурса написать сочинение для пяти контрабасов или пяти скрипок.
К тому же, мы выбрали наиболее популярные и часто используемые музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, виолончель, альт, контрабас, флейта, гобой, кларнет и голос. Это сделано специально для получения сочинений для наиболее популярных составов и музыкальных инструментов, которые исполняются повсеместно, легкие по составу и длительности. Мы намерены получить не специфичные, а хитовые произведения, которые можно представить на всех концертах большому числу слушателей.
— Распространяя информацию о конкурсе, Вы постарались задействовать всевозможные ресурсы. Расскажите об этом подробнее…
— Объявление о конкурсе было опубликовано в авторитетном нью-йоркском журнале «Musical America», на популярном сайте «Musicchairs» и периодических изданиях с целью привлечения целевой аудитории. Помимо этого, мною были написаны письма и отправлены моим друзьям музыкантам по всему миру, которые в свою очередь переслали их своим друзьям и знакомым. Объявления были также выставлены в социальных сетях, которыми сегодня пользуется практически каждый человек. Директива о конкурсе разослана Министерством иностранных дел по всем азербайджанским посольствам, консульствам и дипломатическим представительствам в разных странах мира. К тому же, постоянное представительство Азербайджана при ООН разослало делегациям 120 стран данной организации официальное письмо с подробной информацией о конкурсе.
Вышеперечисленное было сделано для того, чтобы конкурс действительно приобрел международный статус и стал глобальным событием. Сегодня о нем знает большое количество людей, о чем говорят цифры и статические показатели. На сайте конкурса мы наблюдаем за трафиком его посещения, определяя, на какие страны приходится наибольшая посещаемость Интернет-ресурса. На сегодняшний момент число людей, посетивших сайт, превысило две с половиной тысячи: США, Азербайджан, европейские страны и т.д. Если предположить, что из них всего 5% будет писать музыку, то это делает свыше 100 сочинений, что является достаточно высоким показателем.
За время подготовки к конкурсу я переговорила с огромным числом людей. Были написаны и отправлены сотни писем. Я, естественно, говорила с ректором БМА, профессором Фархадом Бадалбейли и проректором по зарубежным связям, профессором Егяной Ахундовой. Примечательно, что в проекте задействованы кафедра композиции, молодые композиторы и даже студенты.
— Какие международные организации и официальные ведомства Азербайджана выступили партнерами данного проекта и поддержали его?
— Проведению конкурса содействуют многие организации и государственные структуры: Министерство культуры АР, Министерство иностранных дел, Азербайджано-американский музыкальный фонд, постоянное представительство Азербайджанской Республики при ООН и Государственный комитет по работе с диаспорой Азербайджана. Я очень благодарна всем организациям, которые решили поддержать столь важный и нужный проект, ведь благодаря Международному конкурсу композиторов имени Узеира Гаджибейли по всему миру будут распространены музыкальные произведения, написанные на мелодии Узеир бека. К тому же, проект призван еще более сплотить наших соотечественников, проживающих за рубежом, вокруг единой цели — борьбы с плагиатом достояний азербайджанской культуры.
— Насколько часто люди пишут Вам по поводу конкурса?
— Каждое мое утро начинается с проверки электронной почты конкурса. Ежедневно туда приходят письма. Мы отвечаем на все присылаемые вопросы и развиваемся по мере проведения конкурса. К тому же, мы открыты для всех предложений и советов.
— Беседуя с Вами, я понял, что данный конкурс для Вас нечто больше, чем просто проект, это, скорее, Ваше детище, на реализацию которого Вы не жалеете своих сил, времени, энергии и т.д.
— Так и есть! Считаю, что проведение данного конкурса – это моя миссия. Мне всегда хотелось сделать что-то глобальное для Узеир бека и азербайджанской музыки в целом, что способно вызвать настоящий резонанс в хорошем смысле этого слова и принести пользу нашей богатой культуре. Думаю, сейчас у меня появилась такая возможность.
— Наргиз ханум, спасибо Вам большое за содержательную беседу и за этот музыкальный конкурс, который, несомненно, будет способствовать еще большей популяризации творческого наследия Узеира Гаджибейли и в целом музыкального искусства Азербайджана по всему миру.
— Благодарю!
Рустам Гасымов