Киргизия рискует стать «горячей точкой» в Центральной Азии — усмирять набирающие силу антикитайские митинги в Бишкеке уже стала полиция, задержавшая около двадцати активистов. Нельзя сказать, что акции протеста многочисленны, но настораживает их частота, выдвигаемые требования, приобретшие откровенно ксенофобский характер. А также нагнетание обстановки, в силу крайней «важности» проблемы, социальными сетями и западными СМИ.
Митингующие киргизы выкрикивают «Нет китайскому фашизму!», и «Китайцы — вон!». А требования ширятся: проверка целевого использования китайских кредитов; введение моратория на предоставление гражданства Киргизии; проверка законности выдачи киргизских паспортов иностранцам за последние 10 лет; выявление китайцев, незаконно поживающих в КР. А также возвращение в паспорта графы «национальность» и введение запрета на брак киргизских девушек с китайцами. Митингующие, кроме того, требуют от властей пересмотра отношений республики с КНР, прекращения выдачи виз китайским мигрантам. Ожидается, что претензии митингующих, утверждающих, что в Киргизии место имеет «китайская экспансия», угрожающая суверенитету страны, будут рассмотрены парламентом.
Президент Сооронбай Жээнбеков, ожидающий визита в Киргизию в первой половине года председателя КНР Си Цзиньпинья и осознающий зависимость экономики и даже безопасности своей страны от Поднебесной, оказался в довольно щекотливом положении. В обострении ситуации вокруг «китайского фактора» он обвинил некие «внутренние силы», пытающиеся «политизировать вопрос». Однако силы эти конкретизированы не были. «Мы следим за действиями тех, кто желает испортить наши международные отношения и нанести урон стабильности в стране. Они будут наказаны в рамках действующего законодательства», — заверил президент Киргизии. А правительство республики попыталось нивелировать часть претензий митингующих «официальной статистикой». В соответствии с ней, в прошлом году в республику въехали 35,2 тысячи граждан КНР, а выехали — 34,5 тысяч. И вообще за последние девять лет киргизское гражданство получили всего 268 выходцев из Поднебесной, и из них только шесть являются этническими китайцами.
В то время как президент Жээнбеков говорит об анонимных «внутренних силах», газета «Вечерний Бишкек» пишет о вполне определенных внешних. То есть налегает на западный, в частности, «американский след» в антикитайской кампании в Киргизии. «Отечественные эксперты уверены, что антикитайские настроения в КР создаются умышленно. Кто-то целенаправленно раскачивает межэтническую лодку в стране. Естественно, последствия подобных шагов могут быть весьма плачевны. На всякий случай напомним, что в настоящий момент основную часть кредитных займов республике предоставил Экспортно-Импортный банк Китая — 1 миллиард 681,27 миллиона долларов или 44,2 процента от всего внешнего долга. Да и одним из главных торговых партнеров для нашей страны по-прежнему является Китай», — пишет издание.
Оно приводит мнение профессора-юриста, политолога Кайрата Осмоналиева, заявившего: «Лично я не исключаю наличия в волне протестов „американского следа“, особенно с учетом торговых войн между США и КНР. Более того, в числе организаторов митинга я заметил людей, которые раньше существовали именно на гранты Госдепа».
Политолог также остановился на вопросе китайского кредитования Киргизии: «Конечно, совсем не занимать тоже не получится, но делать это надо пропорционально. … В любом случае, портя отношения с соседями, мы делаем хуже только себе. Если сейчас закроется граница с КНР, Китай этого даже не почувствует. У них хватает и других направлений сотрудничества. Но здесь у властей дилемма — либо жестко пресечь подобные акции и создать прецедент прошлого времени, когда закрывали за акции и разговоры с критикой власти, либо президенту, правительству, парламенту нужно выработать решение, которое снизит протестный потенциал. Тем не менее, в отношении наиболее одиозных активистов все же должны быть применены меры правового воздействия».
И другой киргизский интернет-портал «Белый парус» утверждает, что Киргизия, в контексте взаимодействия с Китаем, попала под «информационную канонаду» американцев. Более того, они уделяют республике «особое внимание», поскольку та граничит с КНР, имеет с ней прочные исторические и культурные связи. Кроме того, в Китае проживают более 200 тысяч киргизов, и имеется довольно крупный Кызылсу-Киргизский автономный округ.
Помимо этого, между Пекином и Бишкеком сложились тесные экономические отношения — Китай является главным торговым партнером и крупнейшим инвестором Киргизии: это и модернизация важнейших автотрасс, строительство стратегически важной для КР ЛЭП Датка — Кемин, двух нефтеперерабатывающих заводов и т. д. Ну и в Киргизии «традиционно слаба центральная власть, зато различные западные неправительственные организации и фонды пустили здесь крепкие корни, что облегчает возможность втягивания Бишкека в инициируемые за рубежом авантюры».
В общем, Киргизия оказалась очень «удобной» страной, своего рода «слабым звеном» в странах, окружающих Китай, в которой «США приложат максимум усилий для разжигания здесь ненависти и вражды». Как информирует «Белый парус», Киргизии оказались в центре внимания западных СМИ, которые «иллюстрируют „всеобщее недовольство политикой КНР“. … Статью с говорящим названием „Киргизия: важность антикитайского протеста в Центральной Азии“ разместила на своем сайте американская разведывательно-аналитическая компания „Стратфор“, известная как „теневое ЦРУ“. В ней подробно описываются антикитайские акции и утверждается, что они „указывают на растущее сопротивление китайской экспансии, развитию экономических связей и общему геополитическому влиянию Пекина в Центральной Азии“».
И далее: «Антикитайские демонстрации и активность в социальных сетях будет нарастать, поскольку Китай продолжает расширять свое экономическое присутствие в Киргизии. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на планах Пекина по инвестированию средств и реализации инфраструктурных проектов в данной стране и в других государствах Центральной Азии… Учитывая статус издания, можно не сомневаться, что это не простое предположение, а конкретный план действий».
Как и видим в обзоре киргизских СМИ и во мнении киргизских политологов, вся внутренняя пропаганда в происходящих в стране событиях обвиняет США и Запад, которые не имеют такое сильное влияние на политическую жизнь среднеазиатской республики. Информацию киргизских СМИ и мнение антизападно настроенных местных экспертов как ни странно распространяют и растиражируют ведущие российские медиа-органы, пытаясь создать представление о том, что за антикитайскими протестами в Бишкеке стоят именно американцы.
По данным официальных источников, сейчас власти Киргизии полны решимости реально, а не на словах, ужесточить наказание за возбуждение расовой, этнической, религиозной и межрегиональной розни — они караются лишением свободы сроком от 5 до 6 лет. А за публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма можно загреметь за решетку годиков на пять. И теперь многое будет зависеть от того, насколько хорошо будет работать закон на практике. Собственно, от этого будет зависеть не только политическое будущее руководства Киргизии, но и политическая стабильность в самой стране и ее отношения с соседями.
На фоне происходящих в стране процессов распространилась ещё одна примечательная информация о том, что Россия собирается создать в Киргизии вторую крупную военную базу.
Вопрос о возможном открытии второй российской военной базы на юге страны прокомментировал новый посол Киргизии в России Аликбек Джекшенкулов.
По его словам, существующая авиабаза в Канте является важным стабилизирующим фактором для всей Центральной Азии, и Бишкек поддерживает предложение об ее укреплении. При этом возможность открытия еще одной базы не исключена.
«Так что, думаю, этот вопрос может обсуждаться на мартовской встрече президентов двух стран», — сказал Джекшенкулов.
Он подчеркнул, что необходимо также учитывать специфику региона Ферганская долина, частью которой является юг Киргизии, так как в нем есть ряд острых вопросов социально-экономического и демографического характера.
Ранее были названы сроки визита российского президента Владимира Путина в Киргизию.
Оттуда можно сделать такой вывод, что оставляя США под прицелом СМИ, Москва стремительно усиливает свое военное присутствие в регионе. Пока общественность занята обсуждением «чести» киргизок, которые собираются выйти замуж за китайцев, и защитой прав этнических киргизов в Китае, которые до данным пророссийских СМИ (почему-то о проблемах мусульман в Китае российские СМИ вспомнили только сейчас) подвергаются жестким давлениям со стороны властей, Кремль работает над планом о создании очередной военной базы в Киргизии, которая поможет ему усилить контроль над регионом и позволит частично удерживать экспансию Поднебесной. В Центральной Азии в данный момент все больше становиться заметной откровенная борьба Москвы и Пекина, а Вашингтон наблюдает за этой схваткой и ждет удобного момента, когда эти два титана окончательно уничтожат друг друга в этой геополитической войне. Последние американо-китайские переговоры вокруг торгового соглашения между двумя странами закончились положительно и Китай заявил, что готов пойти на некоторые уступки США в этом вопросе, чего никак не могли переваривать в Москве. Ведь от усиления напряжений между Пекином и Вашингтоном в политическом и экономическом плане выигрывала только Москва. Теперь Китай решил прекратить торговую войну с США, сотрудничество с которыми в первую очередь выгодно ему самому. А в ответ на это до сир пор закрывающая глаза действиям Китая в ЦА Россия, решила оказать давление на Пекин, мол заплати за «перемирие» с моим геополитическим врагом. А чем ответит Китай России и к каким это последствиям приведет для второго, покажет время.
Аналитическая служба Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха