Эти слова заместителя главы МИД России Сергея Рябкова, которые он произнес в интервью CNN, в последние дни широко цитирует израильская пресса.
На прямой вопрос, можно ли считать Иран союзником России, высокопоставленный дипломат ответил так:
«Я бы не стал называть это союзническими отношениями, мы всего лишь сотрудничаем в Сирии».
Учитывая, что интервью Рябкова было опубликовано почти сразу после ударов ВВС Израиля по иранским объектам в Сирии и по военной инфраструктуре правительственных сил этой страны (в результате чего был уничтожен российский комплекс ПВО ближнего действия «Панцирь»), а также после резкого заявления главы комиссии парламента Ирана по иностранным делам и обороне Хашматулы Фалахата Пише, который сказал, что Россия выключила свои С-300 во время этого израильского удара, можно сделать предположение, что в Москве задумались о развороте своей политики на Ближнем Востоке.
С другой стороны, этого заявления Рябкова нет на официальном сайте МИД РФ. Его можно найти только на сайте CNN, откуда они были растиражированы израильскими журналистами. Однако и опровержения слов Рябкова официальными лицами РФ тоже нет.
Напомним, что поддержка режима сирийского президента Башара Асада — это, по сути, главное, что объединяло Москву и Тегеран в этой стране. Различие их позиций состояло лишь в отношении к Израилю, с которым у России существуют развитые дипломатические, политические и экономические отношения, в то время как Иран отказывает еврейскому государству в праве на существование и открыто призывает к его уничтожению.
До недавнего времени эти различия не мешали тесному сотрудничеству Москвы и Тегерана (в том числе и военному). Российские СМИ старательно создавали иллюзию якобы сложившегося на Ближнем Востоке мощного антизападного блока России, Ирана и Турции, противостоящего там коалиции во главе с США. И вот теперь появились признаки того, что такая конфигурация сил в регионе может измениться.