Визит главы МИД Турции в Азербайджан после встречи с Лавровым навел на мысль о возможной сделке: Анкара не будет мешать Асаду, а Москва поможет решить конфликт в Карабахе в пользу Баку.
Лабиринтные геополитические процессы наблюдаются в последние дни с участием России и Турции. Можно сказать, что они расшатывают фундамент стены, которую пытается возвести Запад для недопущения влияния России на региональную и мировую политику. Но, вероятно, эффект получается обратный.
На визит в Азербайджан министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу можно было не обратить никакого внимания, если бы он не состоялся: а) после объяснения президента Турции с российским коллегой по нелицеприятному заявлению первого по поводу Башара Асада; б) сразу после встречи Чавушоглу с главой МИД России Сергеем Лавровым; в) в канун подписания Эрдоганом закона о ратификации соглашения с РФ по проекту строительства газопровода «Турецкий поток».
По официальной информации, Чавушоглу и его азербайджанский коллега Эльмар Мамедъяров обсудили вопросы урегулирования карабахского конфликта и в целом ситуацию в регионе. «Мы также обсудили экономическое сотрудничество двух стран, в том числе в рамках проекта газопровода TANAP», — сказал азербайджанский министр. Он, по его словам, не сомневается в том, что в ближайшее время азербайджанский газ будет транспортироваться через территорию Турции в Европу.
Официальная информация достаточно суха. Гораздо подробнее и весьма интересно ее «раскладывают» турецкие и азербайджанские эксперты, считающие, что Чавушоглу приехал в Баку «не с пустыми руками». А, возможно, и со слишком полными. В частности, турецкий политолог Энгин Озер, в контексте помощи Анкары в карабахском урегулировании, сообщил интернет-порталу Sputnik (Баку), что сразу после отставки бывшего премьер-министра Ахмета Давутоглу турецкая сторона перестала поддерживать «алеппское сопротивление».
«Всем известно, что Алеппо в ближайшее время окажется под контролем Асада. И думаю, здесь между Москвой и Анкарой состоится некая договоренность». Точнее, проинформировал эксперт, Турция не будет мешать Асаду контролировать Алеппо, а Россия, в свою очередь, поспособствует решению карабахской проблемы в пользу Баку.
Еще раз подчеркнем, что до встречи с Мамедъяровым глава турецкого МИД вел переговоры с Лавровым — в том числе, и по Карабаху. Как считает руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, на сей раз обсуждение карабахской проблемы между главами МИД Турции и Азербайджана имело «особый смысл». «Рискну предположить, что Чавушоглу приехал не с пустыми руками, … пояснив некоторые предложения, согласованные с Лавровым», — сказал эксперт.
Он назвал «обнадеживающими» заявления Турции в поддержку инициатив Москвы в урегулировании карабахского конфликта, в то время как раньше Турция систематически предъявляла претензии Минской группе ОБСЕ и России — последнюю Анкара вообще называла «стороной конфликта». А то, что происходит сейчас, считает эксперт, может свидетельствовать о наличии некоего «пакетного проекта», в котором урегулирование конфликта рассматривается в комплексе с нормализацией турецко-армянских отношений. «Похоже, что в обозримой перспективе мы можем стать свидетелями существования формата, в котором будет четыре стороны — Москва, Баку, Анкара, Ереван», — сказал Мавашев.
Выражаясь по-простому, ситуацию можно определить как «баш на баш»: Турция, в принципе, сейчас загнана в угол, и ей необходима поддержка и России, и Азербайджана. Последний может оказать Анкаре услугу, истребив на своей территории всех последователей и структуры, учрежденные врагом Эрдогана — проживающим в США исламским проповедником и общественным деятелем Фетхуллахом Гюленом.
Кроме того, Турции позарез необходима полноценная реализация проекта TANAP по транспортировке азербайджанского газа в Европу транзитом по турецкой территории. Это позволит Анкаре держать в некоторой узде Евросоюз, который практически разорвал отношения с Турцией. То есть речь сейчас идет не только об удовлетворении амбиции Эрдогана превратить Турцию в газовый хаб за счет каспийской и российской нефти, но и влиять на Европу, отдалив ее от США.
На первых порах это может проявиться в неактуальности импорта Европой американского сланцевого газа и созданием единого энергетического пространства Россия — Турция — Азербайджан — ЕС, на котором США вряд ли смогут контролировать европейцев. Тем более, что многие из них уже пожалели об отказе от «Южного потока», по которому российский газ должен был потечь в государства ЕС. Ну что ж, теперь его заменит «Турецкий поток».
Азербайджану, в свою очередь, тоже нужна поддержка Турции и России — обе эти страны могут подстраховать Баку на случай «цветных» переворотов, которыми так увлекается Запад в чужих странах, помочь в урегулировании карабахского конфликта и в обеспечении безопасности в целом.
Говоря о TANAP. Упомянутый выше турецкий политолог Озер считает, что в первую очередь визит Чавушоглу в Баку посвящен именно этому проекту, поскольку он напрямую связан с турецкой национальной безопасностью. «Анкара, чтобы покрыть возрастающую потребность в энергоресурсах, начала реализовывать проект TANAP. Азербайджан — более дешевый и надежный поставщик газа, нежели Россия», — сказал он. И напомнил: 56% потребляемого газа Турция приобретает у России — то есть можно сказать, что турецкая энергетика полностью зависит от Москвы, которая далеко не в восторге от строительства газопровода TANAP.
«В последнее время, — пояснил эксперт, — для завершения TANAP Эрдоган стал налаживать добрососедские отношения с Россией, чтобы выиграть время и не дать последней помешать реализации этого проекта». Как видим, турецкому президенту удалось столковаться с руководством России. Так что Турция, покланявшись Москве, пойдя на уступки по Сирии, получила не только «безучастность» России к проекту TANAP, но и ее согласие (не без выгоды для себя самой) на строительство «Турецкого потока». По двум его веткам в еще недавно враждебную для РФ страну будет поступать более 30 миллиардов кубометров газа в год. Половина этого объема предназначена для потребления в самой Турции, а остальной газ поступит в Европу по турецкой территории.
Ну и если информация о том, что Россия и Турция «махнулись» Карабахом и Алеппо, верна, то сделка получилась знатная. Правда, с Карабахом возникнет еще масса проблем, но, похоже, Турция в урегулировании свое место «застолбила»: если не первое — оно отведено России, — то и не последнее.
И если карабахская проблема все же урегулируется в пользу Баку (об этом уже давно поговаривают политологи, однако без связи с Алеппо), это будет означать небольшую победу Эрдогана на Южном Кавказе, если в обмен на нее Россия не потребует от Турции «понимания» по другим — дополнительным вопросам.
А вот победа России при обозначенном выше раскладе будет не небольшой, как у Турции, а весьма масштабной — на постсоветском пространстве, включая Южный Кавказ (это особенно важно в контексте Азербайджана), на Ближнем Востоке и даже в Европе, которая постепенно отходит от своих внешнеполитических приоритетов и «местами» поглядывает на Восток.
Строго говоря, удивляться тут нечему, поскольку России выпала удачная карта — вернее, ее собственноручно вручил ей Запад расколом в Евросоюзе, инертностью развития программы ЕС «Восточное партнерство», не вполне понятной ситуацией в США после избрания нового президента этой страны и т. д.
В общем, политические, финансовые и иные реалии в западном мире меняются, а интеграционные процессы в Евразии усиливаются. Москва, понятно, старается не зевать. Автор: Ирина Джорбенадзе
Novayaepoxa.Com