Известный тенор, заслуженный деятель Казахстана Меир Байнеш в начале этого года приступил к работе в качестве руководителя оперной труппы «Астана Опера». В своем интервью он рассказал о том, как развивается оперное искусство в Казахстане, какие перспективы ждут молодых людей, выбравших путь классического певца, и многом другом.
— Насколько неожиданным для вас стало предложение возглавить оперную труппу театра «Астана Опера»?
— Даже не предполагал, что мне предложат занять эту должность. Директор театра Галым Алгиевич Ахмедьяров дал мне один день на раздумье. Обсудив все нюансы, плюсы и минусы, решил, что нужно попробовать. Труппа полностью сформирована, я 20 лет работаю в театре, все свое, родное, поэтому я взялся за это дело. И рад был принять вызов, чтобы вложить свои силы в развитие оперного искусства.
— Как себя ощущали, когда вы пришли в театр уже в новом качестве директора оперной труппы?
— Наверное, прежде всего, чувствовал ответственность, потому что в оперной труппе работают 11 заслуженных деятелей Казахстана, кавалеры ордена «Құрмет», обладатели молодежной государственной премии «Дарын», лауреаты многих международных конкурсов. А управлять звездами очень сложно, как вы понимаете.
— Повлияет ли новая должность на количество ваших выходов на сцену?
— Новая должность требует больше времени и усилий на организационные вопросы, однако я всегда буду стремиться поддерживать связь со сценой и продолжать выступать, когда это возможно. Я по-прежнему занимаюсь вокалом, это как для спортсмена тренировки, без этого уже трудно себя представить. Но сейчас для меня в приоритете познакомить публику с новыми именами, дать возможность молодым талантливым артистам выходить на сцену в спектаклях.
— Каково ваше видение развития оперной труппы «Астана Опера» и задумали какие-то в ней изменения?
— Все мы стремимся к высоким идеалам, конечно, хочется внести новые названия спектаклей в репертуар, привлекать вокальных коучей для работы с нашими певцами, работать над укреплением связей с международной аудиторией. Ежедневно мы трудимся над сохранением высокого качества представлений. Что касается состава труппы, то кардинально ничего менять не придется, все солисты трудолюбивые, работают в динамичном режиме. Немного приходится направлять молодых солистов: где-то похвалить, где-то поругать, но это наш обычный процесс.
— Каких кадров не хватает?
— Больная тема для всего мира оперы – нехватка меццо-сопрано и басов. У нас в труппе – замечательные баритоны, прекрасные теноры, мирового уровня сопрано, но, как и везде, не хватало этих редких голосов – меццо-сопрано и басов. Опору в этом вопросе составило молодое поколение артистов, впереди у них длинный путь, их тоже, конечно, нужно растить, создавать им все условия.
— На что сегодня охотнее идет публика — на классический оперный спектакль или гала-программы?
— Интересы публики разнообразны, поэтому важно предлагать как классические оперные произведения, так и яркие гала-программы, чтобы удовлетворить разные вкусы аудитории. Гала-проекты, как правило, это всегда новые номера, редко исполняемые произведения, поэтому на гала всегда аншлаги. На протяжении 11 театральных сезонов мы работали над формированием культурной среды столицы Казахстана. У нас появились постоянные зрители, у которых есть любимые спектакли – жемчужины национальной классики – «Кыз Жибек», «Биржан – Сара», «Абай» и другие. К слову сказать, мы уделяем большое внимание развитию национального репертуара, и эти постановки являются нашей гордостью. Но активность публики зависит не только от ее предпочтений, а от многих факторов: день недели, в который будет показан спектакль или гала-концерт, каст исполнителей и многое другое. Поэтому мы должны исполнять все, вне зависимости от того, на что зритель охотнее покупает билеты.
— Что самое актуальное и важное в нынешнем сезоне для театра?
— Мы продолжили укреплять связи со зрительской аудиторией, предлагая высококачественные и захватывающие спектакли, а также активно развиваем творческие аспекты работы театра для его долгосрочного процветания. То есть организовываем международные фестивали, гастрольные поездки – все то, что делает театральную жизнь насыщенной, в том числе, конечно, премьеры. Двенадцатый театральный сезон ознаменует появление нового названия в репертуаре – опера «Айсулу» С.Мухамеджанова. Вся музыкальная часть спектакля – это шлягеры. Сейчас уже многие даже не знают, что это опера, воспринимают музыку как народную, а значит, произведение получило самую высокую оценку – любовь людей. Премьера приурочена 100-летнему юбилею великого композитора, создавшего прекрасную национальную музыку, уверен, что спектакль понравится публике.
— Скажите, легко ли сегодня на большую сцену пробиться молодым дарованиям?
— Непросто, потому что оперная деятельность все-таки узкоспециализированная. И «обновление крови» происходит через каждые 10-15 лет. Состав труппы складывается из хороших баритонов, сопрано, меццо-сопрано, теноров и басов, которые могут представлять труппу на протяжении двух десятилетий. К примеру, алматинский театр имеет 90-летнюю историю и за это время сменилось 7 поколений основного каста звезд. В нашем театре был набор в 2013 году и каст исполнителей сохраняется по сегодняшний день. На сцене блистают: Жанат Шыбыкбаев, Медет Чотабаев, Айгуль Ниязова, Талгат Мусабаев, Жупар Габдуллина, Салтанат Ахметова, Жаннат Бактай, Бибигуль Жанузак, Айзада Капонова и другие – они в самом расцвете своих творческих сил. Но мы готовим следующее поколение артистов – Динмухамед Кошкинбаев – оперный бриллиант, подает большие надежды, Азат Малик, Алихан Зейнолла, Улпан Аубакирова, Назым Сагинтай, их вводим в несложные с вокальной точки зрения спектакли. Важно отметить, что при театре работает Международная оперная академия Astana Opera – это кузница талантов. Для академистов это огромная школа. Так, еще вчерашние выпускники консерваторий продолжили учебный процесс в нашей академии. Они имеют возможность выходить на сцену со звездами казахстанской оперной сцены, общаться с ними, посещать их репетиции, то есть они вливаются в рабочую атмосферу плавно, безболезненно. В то время как мы, например, когда впервые после обучения пришли в театр, должны были исполнить за свой первый сезон большое количество партий, работать как готовые, сформировавшиеся артисты. Поэтому считаю, что нашим слушателям академии повезло, здесь они обучаются всему (вокал, актерское мастерство, языки, занятия с зарубежными коучами). У них есть все возможности, главное, чтобы они трудились, и тогда с уверенностью можно будет сказать, что у казахстанской оперы огромное будущее!