Летопись Карабахских ковров – ФОТО

Азербайджанский национальный музей ковра продолжает демонстрировать на своей официальной странице в социальной сети Фейсбук произведения искусства, созданные в Карабахе — неотъемлемой части Азербайджана, сообщает «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха».

В рамках рубрики «Летопись Карабахских ковров» на странице музея в социальной сети рассказано об агдамских ковровых традициях. В этом краю ткут множество ворсовых и безворсовых ковров. Излюбленной композицией среди них была «Шабалыд-бута».

Ковры «Шабалыд-бута» относятся к Карабахской ковровой группе. Основными центрами производства этих ковров являются Агдам, Джебраил и Мугань. Центральное поле украшено расположенными в ряд орнаментами «бута», развернутыми то влево, то вправо. Художественное качество ковра определяется расстоянием между элементами «бута» в центральном поле. Чем ближе друг к другу они расположены, тем считается красивее узор ковра. Встречаются также ковры «Шабалыд-бута», в которых центральное поле украшено «бутой с кисточкой» или «кривой бутой».

Ковер «Шабалыд-бута». Карабах, Азербайджан. Конец XIX века. Основа, уток, ворс – шерсть. Коллекция Азербайджанского национального музея ковра

Далее в рамках данной рубрике было рассказано о ковре «Ачма-юмма». Такие ковры издревле ткали в селе Хыдырлы Агдамского района, в селах Папы и Софулу Джебраильского района, а с XVIII века — в городе Шуша и поселках Хальфали, Ширлан близ него, а также в центрах ковроткачества Ходжавендского района.

Центральное поле ковра украшают расположенные ритмично в ряд зубчатые ромбовидные медальоны. Ковроткачи называют эти ковры «Ачма-юмма» из-за «раскрывающихся» и «закрывающихся» зубчиков, окаймляющих медальоны.

Ковер «Ачма-юмма». Карабах, Азербайджан. Начало ХХ века. Шерсть, ворсовый. Ручная работа. Коллекция Азербайджанского национального музея ковра

Особое место среди красивейших образцов карабахского ковроткачества занимают безворсовые ковры. Традиционные зили Кельбаджара считаются шедеврами карабахского ковроткачества. Они ткались в различных композициях, с художественным построением в форме квадрата, прямоугольника, многоугольника и шебеке. В целом для карабахских зили характерны крупные размеры и теплый колорит. Местное население использовало зили в качестве мафрашей, переметных сум, попон, покрывал.

Зили. Карабах. Азербайджан. 1920-1930-е годы. Основа, уток – шерсть. Переплетение, обматывание. Коллекция Азербайджанского национального музея ковра.

Рустам Гасымов