Все участники существовавшего ранее формата «Шесть плюс один» (Россия, США, Пакистан, Индия, Китай, Иран и Афганистан — ред.) и страны Центральной Азии должны участвовать в афганском урегулировании.
Об этом в понедельник заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая в Международном фонде Вивекананды.
«По нашему мнению, (в афганском урегулировании должны принимать участие) все члены формата «Шесть плюс один», а также все страны Центральной Азии», — цитирует его слова ТАСС.
Как подчеркнул Лавров, достижение урегулирования в Афганистане возможно только при участии в переговорах всех вовлеченных сторон, в том числе «представителей афганского правительства, движения «Талибан», а также тех, кто действительно может повлиять на ситуацию в стране, включая соседей Афганистана».
«Мы созвали то, что называется Московским процессом, к сожалению, США не приняли участие, не знаю, почему», — заявил он.
«Сейчас с Индией и Пакистаном, которые присоединились к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), мы возобновили деятельность контактной группы ШОС — Афганистан, заседание состоялось в октябре. В следующем году встреча пройдет в Китае. И мы приветствуем инициативу Индии созвать следующее заседание (после Китая) в Дели», — заключил глава МИД РФ.
При этом Лавров отметил, что талибы могут стать участниками переговорного процесса по афганскому урегулированию только в случае признания критериев, установленных Совбезом ООН. «Они должны отказаться от террористической деятельности, я имею в виду отказаться от насилия и порвать любые связи с террористическими организациями, а также уважать конституцию Афганистана».
Министр также опроверг заявления, что Москва оказывает поддержку движению «Талибан» и выступает за участие талибов в переговорном процессе без каких-либо предварительных условий.
«Никогда и никто не представил никаких доказательств того, что Россия поддерживает талибов, как это утверждают некоторые официальные лица в США, и даже поставляет им оружие, — подчеркнул Лавров. — Мы вступали в контакт с талибами только в двух случаях — когда наши граждане или граждане союзных нам государств оказывались в их руках, и нам надо было добиться их освобождения, а во втором случае — для убеждения талибов принять участие в переговорах (на основе признания критериев СБ ООН)».