Кыргызский политолог: «Турция за короткий срок из государства-сателлита США превратилась в важного геополитического игрока»

О предвыборной ситуации в Кыргызстане, об экономическом положении в этой стране и туркцко-кыргызских отношениях рассказал Novayaepoxa.Com член исследовательской группы “IZ”, кыргызский политолог Бахтияр Эркимбаев.

— Как мы знаем, в Кыргызстане в этом году ожидаются президентские выборы. Как бы вы оценили предвыборную гонку в стране и какие ожидания от результатов?

— Да, выборы президента в Кыргызстане намечены на ноябрь текущего года. В целом, несмотря на то, что около 5-ти кандидатов в той или иной мере заявили о своих президентских амбициях, сама предвыборная гонка находится в подготовительной стадии. Основная интрига президентских выборов в Кыргызстане заключается в том, что действующий президент Алмазбек Атамбаев согласно конституции не имеет права повторно избираться на этот пост, а кто именно пойдет на выборы из его окружения пока не известно. Сам Атамбаев, в течение последнего года не раз заявлял, что никаких мер для того, чтобы остаться у власти предпринимать не будет, и операцию “преемник” проводить не собирается. Поэтому основная политическая борьба начнется тогда, когда будет объявлен кандидат в президенты от действующей власти. Впрочем не исключается и вариант, что власть поддержит одного из кандидатов в президенты, находящихся вне государственных структур.

Неопределенность ситуации дает надежду для многих кыргызских политиков и общественных деятелей, находящихся в том числе и за рубежом, при новом президенте оказаться во власти, пересмотреть возбужденные уголовные дела либо продвинуть свои коммерческие интересы, что означает большую вовлеченность в выборный процесс самых разнообразных политических и общественных групп влияния, включая самые мелкие. Данное обстоятельство несет большие риски для страны, так как выборы главы государства это хороший повод для того, чтобы обострить имеющиеся противоречия в обществе и дестабилизировать ситуацию. Отсюда вытекает главное ожидание – проведение президентских выборов без серьезных потрясений и дестаблизации. Другие ожидания, впрочем как и везде связаны с улучшением экономической ситауции, укреплением государственности, повышением эффективности государственных органов и смысловым наполнением образовавшегося идеологического вакуума в Кыргызстане.

— Некоторые эксперты отмечают, что от вхождения Кыргызстана в ЕАЭС, экономика страны больше потеряла, нежели чем выиграла. Как бы прокомментировали экономическое положение в стране?

— На сегодняшний день преждевременно говорить о положительных или отрицательных последствиях вхождения Кыргызстана в ЕАЭС, так как сама процедура вхождения еще толком не закончена, а недавно созданная евразийская структура находится в стадии своего становления. Между государствами-членами ЕАЭС зачастую возникают недопонимание, высказываются взаимные упреки, что в первую очередь связано с отсутствием объединяющей идеи для евразийской интеграции, в том числе и экономической, и тем, что руководство этих стран ориентируется в первую очередь на свои национальные интересы.

В таких условиях, крайне важно иметь эффективный государственный аппарат, способный максимально отстаивать в рамках ЕАЭС интересы кыргызстанских производителей. Отсутствие такового делает все обвинения в негативных последствиях вступления Кыргызстана в ЕАЭС неуместными.

Экономическая ситуация в стране достаточно сложная, но не критическая. Резкое снижение объемов реэкспорта из Китая в ЕАЭС, экспорта текстильных товаров и сокращение инвестиций в строительную отрасль в последние годы сказалось на снижении доходов и падении жизненного уровня граждан страны. Вместе с тем, социальную напряженность в Кыргызстане сдерживают денежные переводы трудовых мигрантов, которые по своему объему равны всему бюджету страны и мелкотоварное сельхозпроизводство, ориентированное, прежде всего, на личное потребление. Главной проблемой для сельчан является увеличение долговой зависимости от кредитно-финансовых учреждений, которые широко распространены по всей территории страны, и эту проблему необходимо решать в короткие сроки.

Экономика Кыргызстана в том числе держится и за счет поступления от работы крупнейшего золотодобывающего предприятия “Кумтор” и внешней финансовой помощи, доля России в которой в последнее время существенно возростает.

В целом в условиях парламентаризма и т.н. развитого “гражданского общества” в Кыргызстане больше политики чем экономики. Внутри- и внешнеэкономическая государственная политика нуждается в серьезной ревизии и переосмыслении. Необходимо установить насколько наша экономика контролируется и регулируется проектами международных организаций, финансово-экономическими учреждениями и и другими внешними игроками, определить приоритеты развития, и целенаправленно работать в достижении поставленных целей. Но для этого нужен эффективный государственный аппрат, о чем мы уже говорили.

— Как известно, в Кыргызстане имеются не слабо и прозападные силы. Как вы считаете к чему может привести геополитическое противостояние России и США в Кыргызстане?

— Вы правы. Прозападные “агенты влияния” широко представлены в Кыргызстане в виде неправительственных организаций, правозащитников, религиозных и общественных деятелей, и даже депутатов парламента и отдельных государственных служащих. Единственное, что успокаивает так это отсуствие у них авторитета и поддержки в широких народных массах. Поэтому нередко от либералов-западников можно услышать обвинения в адрес народа Кыргызстана в пассивности, нерешительности и т.д. Только очень грубые ошибки действующей власти могут заставить часть общества пойти у них на поводу и выйти на массовые акции протеста.

Наверное более правильным будет говорить о наличии в Кыргызстане геополитического противостояния глобальных элит и команды президента России Владимира Путина, причем если первые активно нападают, то вторые в большей степени вынуждены занимать оборонительные позиции.

Следует признать, что все попытки Запада привести к власти в Кыргызстане либеральную марионеточную элиту, которая бы открыто проводила антироссийскую политику, не удались. За все четверть века независимого существования, все кто приходил к власти в нашей стране, даже в результате “цветной революции” провозглашали курс на стратегическое партнерство с Россией.

Глобальным элитам остается только ждать когда молодежь, получившая западное образование в соответствующих ВУЗах Кыргызстана и за границей подрастет и займет руководящие посты в государственных структурах либо предпринимать попытки для дестабилизации страны и в дальнейшем всей постсоветской Центральной Азии.

В частности, в настоящее время делаются попытки расколоть кыргызское общество на два противостоящих лагеря, обединив в одном т.н. “светских”, либералов-западников и приверженцев национальных и традиционных ценностей, а в другом, мусульманскую общину Кыргызстана.

Поэтому развитие ситуации в сфере обеспечения стабильности и безопасноти будет во-многом зависеть от эффективных действий органов безопасности и правоохранительных органов, и поддержки в этом направлении со стороны Российской Федерации.

— Как вы оцениваете отношения Турции и Кыргызстана в последнее время?

— Турция и Кыргызстан всегда находились в очень хороших отношениях, и личная дружба двух президентов Эрдогана и Атамбаева придавала уверенность в том, что все будет продолжаться в таком же роде.

Кыргызстан оказался в весьма неудобном положении после того, турецкие ВВС сбили российский СУ-24, ведь первоначально президент Атамбаев полностью поддержал военную операцию России в Сирии. А летом прошлого года отношения между двумя дружественными странами существенно испортились после достаточно жестких взаимных обвинений, когда после неудавшейся попытки госпереворота Турция потребовала от Кыргызстана начать преследование сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена.

Однако в последнее время похоже ситуация меняется, и стороны от ультиматумов переходят к переговорам. В СМИ появилась официальная информация о предстоящем визите президента Турции Эрдогана в Кыргызстан.

Следует отметить, что Турция за короткий период времени пережила трансформацию из государства-сателлита США в государство, которое начало самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда мы видим то мощное давление, под которым оказалась Турецкая Республика, в том числе, и посредством террористических атак. Если раньше политика Турции в странах постсоветской Центральной Азии была во многом обусловлена американскими интересами, то сегодня мы видим формирование новой внешнеполитической концепции. Более того, несмотря на более чем 65-летний опыт парламентского правления, сегодня Турция, стремится к централизации власти путем усиления полномочий президента.

В отношениях с Кыргызстаном для Турции главной повесткой дня является получение в свою собственность т.н. “наследия Гюлена”, т.е. коммерческих объектов и сети образовательных учреждений, находящихся в Кыргызстане и недопущение превращения Кыргызстана в убежище для представителей религиозного течения “Хизмет”.

Не нужно забывать, что Турция это государство, претендующая на статус региональной державы, поэтому для нее крайне важно, чтобы такие государства как Кыргызстан на глобальном и региональном уровне поддерживали ее внешнеполитические проекты и инициативы. Поэтому работа будет вестись в этом направлении.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com