Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» представляет вниманию своих читателей интервью с азербайджанским художником Кямраном Мамедовым, который во время нашей беседы рассказал, как он стал заниматься творчеством, почему решил провести свою первую персональную выставку в Баку, объяснил концепцию недавно открывшегося своего арт-пространства, выполняющего сразу несколько функций, и поделился планами на будущее.
— Кямран, добрый день! Для начала расскажите немного о себе.
— Добрый день, Рустам! Окончив Азербайджанскую государственную нефтяную академию, я стал работать в нефтегазовой отрасли, с которой был связан весь мой профессиональный опыт. Далее я получил дополнительное образование в Великобритании, а после этого работал в различных уголках мира, получая международный опыт, – в Западной Африке, Великобритании, в России (Восточной Сибири), и конечно, в Азербайджане — на нефтяных платформах в Каспийском море и Атлантическом океане, при строительстве самих платформ, трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и т.д.
— Как Вы пришли к занятию живописью?
— Дело в том, что мне, как и большинству детей, в детстве нравилось рисовать, используя свою фантазию. Зачастую это были цветные карандаши, акварель. Однако, это увлечение осталось в детстве, и на долгие годы во время своей профессиональной деятельности я не занимался творчеством. Но, несмотря на это, всегда интересовался искусством живописи, посещал всемирно известные музеи, изучал историю искусства, жизнь величайших художников, стили и технические приемы, которые они использовали, изучал принцип работы галерей, всей арт-индустрии в целом. Собрал большую библиотеку, в которую вошли книги, посвященные творчеству различных художников, а также изобразительного искусства в целом.
Итак, пять лет назад, живя на тот момент в Баку, по сути за несколько месяцев до моего отъезда в Россию, в один прекрасный момент я решил попробовать. У меня не было профессионального художественного образования, никакой помощи даже в плане советов художников, так на тот момент моя деятельность была связана исключительно с нефтегазовой промышленностью. Я лишь опирался на свои собственные силы. Мой опыт начался с того, что я пошел в специализированный магазин, и, советуясь с продавцом, купил мольберт, краски, кисти, холст и начал делать свои первые шаги в живописи. Наряду с этим, я занимался самообразованием, читал профессиональную литературу. Далее я обратился к нескольким художникам и получил несколько базовых уроков по живописи в Азербайджане.
Студию я оборудовал у себя дома, как в Баку, так и в Иркутске после переезда в Россию. Занимался творчеством обычно после работы, проводя свой досуг за холстом. Параллельно продолжал самообразование. Помимо чтения, общался с художниками, стал более углубленно изучать теорию и философию современного искусства, развитие и становление того или иного художественного направления, его особенности, скрупулезно исследовал творческий путь знаменитых живописцев, как они развивались, что их вдохновляло, в чем заключался секрет их успеха, славы, широкого признания, востребованности, почему их имена до сих пор на устах людей и остались вписанными золотыми буквами в историю мирового искусства.
— Насколько плодотворным оказался период работы в Сибири?
— Творческий период, проведённый в Иркутске, оказался очень продуктивным. Мне удалось написать довольно много картин. Естественно, общался с художниками, и решил приобрести профессиональные навыки. Затем я обратился в Иркутский художественный колледж и начал брать уроки у потомственного российского живописца, профессора, заслуженного художника СССР и России, педагога Иркутского областного художественного колледжа имени И.Л.Копылова, Андрея Ивановича Юшкова, который помогал мне осваивать академизм. Там я постоянно практиковался и учился писать портреты исключительно с натуры. Три раза в неделю я писал портреты женщин и мужчин, что позволило мне отточить зрительное восприятие натуры, лучше узнать анатомические особенности человека и пропорции. К тому же, параллельно изучал анатомию. Этот опыт существенно помог мне в творчестве, ведь, если обратить внимание, то практически на всех моих картинах, не считая натюрморты, обязательно присутствуют люди в том или ином виде.
В тот период я писал в классической манере, но со временем по мере моего развития в творческом плане, стал постепенно удаляться от академизма в сторону сюрреализма и более современных направлений искусства. Скажу больше, я стал за собой замечать, что во время посещения музеев меня больше тянуло посмотреть те залы, где были представлены картины художников ХХ и XXI веков. Несмотря на то, что я восхищаюсь работами великих художников, например, Эпохи Возрождения, но мне по духу близки и импонируют более современные направления: сюрреализм, фавизм, наив, абстракция, примитивизм и т.д. Наверное, их смешение стало основой для моего дальнейшего творчества. Далее все свои картины я стал писать в сюрреализме и наиве.
— Когда Вы стали серьезно задумываться о проведении своей первой персональной выставки?
— Вернувшись в Баку, я продолжил заниматься творчеством. На мой взгляд, у меня стало хорошо получаться. Уверенности в себе добавляли положительные отзывы художников как в Азербайджане, так в и России. Тогда я подумал о проведении своей первой персональной выставки, чтобы представить свои работы широкой общественности и получить большее число отзывов. К тому времени, у меня уже накопилось солидное количество картин, которые мне хотелось показать любителям и ценителям искусства.
И вот настал день, когда я встретился с руководством художественной галереи «QGallery» («Гыз Галасы»). Меня, художника-любителя, о творчестве которого на тот момент знали только друзья, родственники и знакомые, очень тепло приняли и поддержали, что очень важно. Руководство галереи пошло мне на встречу, поверив в меня. В итоге у меня прошла первая персональная художественная выставка, на мой взгляд, в лучшей галерее города Баку «QGallery».
Персональная выставка – это сложный и ответственный шаг, к которому я усердно готовился. Представленная экспозиция, в которую вошло более 40-ка работ, были написаны практически за один год (точнее девять месяцев), который в творческом плане у меня прошел достаточно плодотворно и результаты моего труда мне довелось представить столичной публике. Четкий план и дисциплина позволили мне вовремя подготовить экспозицию. К слову, одну из самых больших картин на выставке под названием «Ипотека» я написал буквально за два дня до открытия вернисажа. Сюжет данного полотна появился экспромтом, он не входил в мой план, но задумка оказалась настолько интересной, что мне захотелось реализовать идею в кратчайшие сроки.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю благодарность руководству «QGalleryBaku» и всей слаженной команде галереи.
— Насколько полезным событием стала персональная выставка для Вашего творческого развития?
— Данная выставка стала одним из первых шагов знакомства широкой общественности с моим творчеством. Было приятно получить положительные отзывы, наблюдать большой интерес со стороны зрителей и гостей вернисажа. Была и критика, которую я воспринимаю нормально, если она конструктивна и по делу. Появились люди, которые следят за моим творчеством как в Азербайджане, так и за его пределами, в частности любители искусства из Германии и Великобритании, которые планируют приехать в нашу страну и посетить мою галерею. Они также ждут выставки в Германии и Великобритании, которые я планирую сделать в будущем.
— Расскажите про концепцию Вашего арт-пространства, открытие которого состоялось в первой декаде текущего месяца.
— Проведение выставки укрепило во мне уверенность, что я на правильном пути. Решив работать и развиваться дальше, я поставил себе новую цель – открыть свое собственное арт-пространство, которое совмещало бы в себе сразу несколько функций. Это и галерея, и арт-студия, и место, где я могу пообщаться с поклонниками моего творчества.
Понимаете, я захотел сделать так, чтобы мое творчество стало доступным для общественности. В связи с этим планирую проводить еженедельно дни открытых дверей, в рамках которых все любители моего творчества могут записаться заранее и прийти в галерею, просто побеседовать, выпить чашку чая или бокал вина, а также проследить за тем, что я делаю в определенный момент, пронаблюдать за процессом создания новой картины. К тому же, посетители получат возможность вживую посмотреть на другие картины из моей коллекции, и при желании приобрести что-то для себя на память.
— Однако, Вы не ограничили свое творчество только картинами…
— Да, любовь к живописи и постоянное саморазвитие — это, конечно, главный фундамент моей творческой деятельности, мощная сила, движущая меня вперёд, но мне также захотелось, чтобы результаты моего труда можно было бы увидеть везде и во всём. Поэтому я решил запустить несколько пилотных проектов, выпустив некоторую мебель и образцы текстиля, в частности классические стулья, женские шарфы и шали с принтами моих картин. Эти проекты реализуются в пробном режиме, поэтому их дальнейшее развитие покажет время.
— Кямран, расскажите о Вашем подходе к творчеству. Насколько мне известно, в Вашей коллекции нет недописанных картин…
— Совершенно верно! Дело в том, что я ко всему подхожу с холодным умом, четким расчетом, всегда имея точный план действия и соблюдая железную дисциплину. Никогда не перехожу к написанию другой картины, пока не закончу предыдущую. У меня всегда всё запланировано, вплоть до размера холста, кистей, красок и сюжета, который я пишу как сценарий, включая четкий план с датами. Моя деятельность не терпит хаотичности. Когда в моей голове созрел сюжет, я заказываю холст, точно зная его размеры и сюжет, и приступаю к работе. Единственно, что может измениться в процессе, это цветовое решение. Все остальные моменты я знаю заранее и просчитываю все детали наперёд.
Думаю, успешным меня, да и вообще любого человека, делает планирование, дисциплина и четкое видение конечного результата. На мой взгляд, это ключ к успеху. Такой основательный подход я использую при любом виде деятельности. В противном случае ничего не будет получаться вообще. Я всегда ставлю перед собой задачу, есть у меня сегодня настроение/желание или нет, хочется писать или нет, приходит вдохновение или нет, нужно продолжать работать, не давать себе поблажек, не лениться, не искать каких-то оправданий. Здесь мне, несомненно, помогает дисциплина, которую я получил, работая в нефтегазовом секторе. Я сам себе говорю – «Кямран, ты должен закончить начатую работу! Нельзя оставить одно дело, переключившись на другое. Творчество и успех требуют завершенности, стабильности, настойчивости, последовательности». Закончив работу над полотном и достигнув поставленной цели, ты ощущаешь большое внутреннее удовлетворение, начинаешь гордиться собой и результатами проделанной работы, да и потом, таким образом повышается результативность.
— Где Вы черпаете вдохновения для своего творчества?
— Источник моего вдохновения – это сама жизнь, происходящее вокруг, всё, что меня окружает. В процессе творчества я стараюсь показать на холсте сюжеты, которые рождаются из микса моих наблюдений и фантазии. Здесь и чтение, и мифология, и путешествия, и взаимоотношения людей, их поведение в обществе, и многое другое. Художник, будучи частью социума, в котором он живет, переносит на холст увиденное, пропуская его через свой внутренний мир, призму своего воображения и в соответствии со своим стилем письма показывает свое видение окружающей действительности. Мне очень нравится изображать людей, используя разные сюжеты в зависимости от задумки. Со временем я стал замечать, что постепенно начал отходить от картин маленького формата. Параметры моих полотен заметно увеличились, став более габаритными.
Каждая картина несет в себе определенный смысл, заключенный в сюжетную линию. Мои сюжеты – они в большинстве случаев читаемы и очевидны. Я не пытаюсь как-то скрыть смысл или сложно завуалировать основную идею произведения, поэтому мои работы свободно читаются зрителями, но наряду с этим призывают их задуматься о тех или иных сторонах нашей жизни, а если есть сложности с прочтением того или иного сюжета я всегда с радостью делюсь заложенным смыслом в эту картину. Думаю, в будущем сюжеты моих картин станут еще более острее и экспрессивнее, будут затрагивать самые разные темы и радовать любителей моего творчества.
Более подробно познакомиться с моими работами можно на моем персональном вебсайте сайте, а также в социальной сети Инстаграм.
— Ваши планы на будущее.
— У меня есть пара проектов, посвященных Азербайджану, в частности несколько картин сюжет и сценарии которых уже готовы. Осталось воспроизвести их на холсте и презентовать широкой общественности. Одну работу я планирую представить публике в конце этой осени, а другую – в конце февраля следующего года.
— Кямран, спасибо большое за интересную беседу. Желаю Вам удачи и дальнейших творческих успехов.
— Благодарю за интерес к моему творчеству.
Фотографии из личного архива Кямрана Мамедова
Рустам Гасымов