Кто сбросил химическую бомбу на Идлиб? – Мнение экспертов

Ситуация вокруг сирийского конфликта опять обострилась. Конфликтующие стороны вновь начали боевые операции друг против друга, начав воевать за месяц до переговорного процесса в Астане. И пока главные страны акторы сирийского конфликта договаривались по конфликту, при авиационном ударе по городу Хан-Шейхун в провинции Идлиб, занятому силами антиасадовской оппозиции, утром 4 апреля было применено боевое химическое вещество, в котором по разным оценкам погибло около 500 людей.

Данное событие не обошло стороной все мировое сообщество, оппозиция естественным образом обвинило правительство в данной атаке, в то время как правительство отказалась признать свою вину в этом. С другой стороны члены СБ ООН провели экстренное заседание на, котором обвинили Асада в данной атаке, а также Россию и Иран в покровительстве сирийского режима.

В такой обстановке дел, когда в стране творится «каша», и где очень много разных группировок, разных, идеологических течений, а также конфликтующих сторон, разбираться кто и зачем нанес химическую атаку крайне сложно. Фактов подтверждающих и опровергающих что это был Асад или не он достаточно много, но все они к сожалению носят умозаключительный характер. Но есть неопровержимы факты, это сам факт химатаки, смерть детей как следствие, а также и то, что почему все химические бомбы взрывались на территориях, контролируемых оппозиционными силами, но никак на проправительственных. Чтобы изучить ситуацию, Novayaepoxa.Com обратился к ряду экспертов по Ближнему Востоку, а также к сирийцам.

Начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов:

«Партия войны» в Дамаске и стоящий за ней Тегеран изначально не были заинтересованы в сохранении общесирийского перемирия, так как не могли извлечь из него видимых дивидендов. Поэтому с первого дня установления режима прекращения огня они продолжали военные операции под различными предлогами. Сперва против Вади Барада, затем против Восточной Гуты и Кабуна.

В свою очередь и оппозиция была вынуждена предпринимать ответные меры, чтобы ослабить давление режима на эти анклавы под Дамаском. Потому и было анонсировано наступление в Дераа. И наконец, после того как режим вместо того, чтобы прекратить военные операции лишь повысил их интенсивность, то делегация оппозиция отказалась приехать в столицу Казахстана и принять участие в третьей Астане. Тем не менее, шансы на возобновление мирного процесса остаются. В частности, это может произойти, начиная с четвёртой Астаны, которая запланирована на начало мая.

В свою очередь «партия войны» в Дамаске хотела бы поставить точку в навязанном ей мирном процессе. Таким образом, если говорить о химической атаки в Хан Шейхун, то она действительно могла произойти и вписывается в логику действий Дамаска по срыву мирного процесса. Да, с военной точки зрения, эта атака была бы лишена какого — либо практического смысла, но могла быть вполне обоснована политической целесообразностью.

После этой атаки, естественно, что оппозиция будет требовать международного разбирательства и привлечения виновных, а режим отказываться от ответственности. В любом случае после подобных действий режима шансы на то, что оппозиция примет участие в четвёртой Астане резко снижаются, что и нужно сторонникам «войны до победного конца» в Дамаске. Таким образом цель подобной акции могла быть — поставить точку в сирийском мирном процессе. Теперь режим может спокойно и без оглядки заняться продолжением зачищения пригородов Дамаска и затем перевести оборонительную операцию в Хама в формате полномасштабного наступления на Идлиб. При этом формально вину за срыв мирного процесса можно возложить на оппозицию, которая в условиях массированных бомбежек, переходящих в химические атаки откажется от участие в очередном раунде переговоров в Астане.

Старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов:

Химатака в Идлибе – это информвойна в чистом виде. Как я погляжу, все безапелляционно всё вешают на Асада. Можно считать его тираном, кровавым палачом. Но он не дурак, чтобы сейчас «пойти в отрыв» и бомбить химическим оружием без заведомо ожидаемого военного эффекта.

В первую очередь — произошедшее бросает тень на него. Но вот кто докажет, что это именно его рук дело? Кстати, произошедшее очень напоминает действия ХАМАС в Палестине, когда «ракетчики» заряжали ракеты с крыши больницы, которым прилетает ответ. Я «кровавого офтальмолога» не защищаю, кстати. После своей поездки в Сирию ноября 2011 года, когда пришлось повздорить с местными мухабаратчиками, стал к Асаду относиться более взвешенно.

Российский журналист – сириец Аббас Джума:

Я апеллирую к логике. Мы это проходили: когда Дамаск начинает выходить вперёд, в ход идёт химоружие, в использовании которого обвиняются власти (обвиняются сразу, без разбора, всем «правозащитным» скопом). Но зачем это армии? Приведите хоть один трезвый довод, чего добьются солдаты отравив сотню детей и стариков?

Вот зачем это надо боевикам — понятно: демонизация власти и получение под этой эгидой западных бонусов. Есть ли у боевиков зарин? — сколько угодно! Готовы ли они применить его по отношению к гражданскому населению? — запросто! Сколько раз их ловили на фейках, преступлениях и подставах? Я не говорю уже про очевидную связь белых касок, которые тут как тут всегда, с самыми отъявленными головорезами. Я знаю ребят из армии, мои родственники служат — они бедные и богобоязненные люди, которые на последнем издыхании, без ресурса пытаются дать бой врагу. Зачем им это? И вопрос ещё. Кто-то занимался химоружием, которым располагают боевики? Нет! В отличие от химарсеналов властей, процесс ликвидации которого контролировал весь мир.

Сухель Ходдур – сириец, житель города Тартус:

Это не первый раз, когда оппозиция обманывает мировое сообщество. Сирийская армия такого не сделала и не делает и не сделает. Зачем сирийскому правительству это делать, если мы пока даже не начинали наступления на Идлиб?

Если бы мы хотели сделать такое, то сделали бы это в регионе Джубор или Капун около Дамаска. Просто оппозиция хочет дискредитировать сирийскую армию  и поэтому им это выгодно. Сирийская армия сейчас освобождает свою страну от боевиков и обстановка улучшается в пользу правительства. Сейчас в Сирии находится американское войско, если они не захотят потом уйти из Сирии нам еще придется воевать и с ними.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

3579