Убийство посла России в Анкаре Андрея Карлова вызвало бурную реакцию в турецком обществе и местных СМИ.
В абсолютном большинстве комментариев говорится, что это преступление направлено против российско-турецких отношений и их дальнейшего развития. В связи с этим турецкими экспертами и журналистами обсуждаются версии возможных заказчиков убийства.
Согласно первой версии, демонстративный расстрел российского посла в Анкаре выгоден американским интересам в регионе. Сторонники этой версии говорят о том, что Вашингтон мечтает, чтобы Турция отказалась от развивающегося партнерства с Москвой и вернулась на трансатлантический путь. Дескать, трагическая гибель Андрея Карлова развалит российско-турецкие отношения и вынудит Анкару вновь переориентироваться на Запад. Однако эта версия представляется маловероятной, так как Владимир Путин сразу после трагедии заявил, что «эта предательская атака» не испортит отношений между Москвой и Анкарой. Более того, вчера в Москве российский, турецкий и иранский министры иностранных дел обсуждали будущее Сирии, и теракт в Анкаре не смог этому помешать.
В причастности США к покушению заставляет сомневаться и еще одно обстоятельство. В Вашингтоне не могут не просчитать, что в гибели российского дипломата не только российское, но и турецкое общественное мнение в первую очередь заподозрит «руку ЦРУ». И что неизбежен всплеск антиамериканских настроений не только в России, но и в Турции. Собственно, в турецком обществе сегодня все больше крепнет уверенность в том, что провокацию в Анкаре организовало американское правительство. И такое развитие событий совсем невыгодно американцам.
В этом смысле убийство российского посла Андрея Карлова следует считать многоходовой провокацией, направленной не только против российско-турецких, но и турецко-американских отношений, а возможно, и против отношений Кремля с новым американским лидером Дональдом Трампом.
После победы на выборах Трамп открыто заявил о намерении исправить отношения с Россией и уважать позицию Путина в Ближневосточном регионе. Вместе с тем Трамп собирается радикально изменить классическую ближневосточную доктрину США. Например, он считает, что американцам нужно не терять времени на Ближнем Востоке, а заняться проблемой продвижения Китая. Новый американский президент полагает, что именно экспансия Пекина угрожает национальным интересам США.
Изменения в американской стратегии вряд ли понравятся, например, Саудовской Аравии, которую Трамп связывает с терактами 11 сентября 2001 года и которую вообще не считает союзником Америки. Не случайно Трамп собирается блокировать в американском банке 750 млрд долл., принадлежащих Саудовской Аравии. И здесь некоторые аналитики усматривают вторую – саудовскую – версию покушения на российского посла.
Кстати, в отношении Турции и президента Реджепа Тайипа Эрдогана Дональд Трамп придерживается прагматичной стратегии – он считает, что надо разобраться во взаимных претензиях и продолжить «классические союзнические отношения». Стремление поссорить турецкое общество и турецкое правительство с США выгодно некоторым странам региона, считают некоторые эксперты в Анкаре.
Дискредитация Турции и турецкого правительства является еще одной версией причин убийства российского посла. Теракт 19 декабря показал, что Турция, оказывается, не в состоянии защитить своего «нового союзника», что турецкие города опасны для туристов – ведь здесь даже полицейские расстреливают дипломатов… О каких инвестициях, крупных международных проектах тогда может идти речь? Такие выводы уже можно услышать от обывателей в социальных сетях, и, можно предположить, они будут звучать еще громче с подачи заинтересованных игроков в регионе.
Широко распространенной версией покушения на Андрея Карлова сегодня является и предположение о причастности к преступлению ячеек оппозиционного движения FETO Фетхуллы Гюлена. Если вы посмотрите на профиль в соцсетях убийцы российского посла – бывшего бойца полицейского спецназа 24-летнего Мевлюта Алтынташа, то увидите, что он окончил академию полиции им. Рушту Унсала в Измире – это учебное заведение называют генштабом гюленистов. Благодаря поддержке FETO он начал работать в Анкаре. Полицейский-террорист Алтынташ является убежденным сторонником Фетхуллы Гюлена и считает FETO практически святой организацией. В остальном должны будут разобраться следователи совместной российско-турецкой следственной группы.
Версия о причастности к покушению на российского посла запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ) представляется наименее вероятной. Просто потому, что на территории Турции, по данным спецслужб, очень мало сторонников ИГ – большая часть тех, кто симпатизировал идеям халифата, отправилась на «джихад» в Ирак и Сирию.
Наконец, среди некоторых турецких экспертов сегодня обсуждается версия о возможной причастности к покушению немецких спецслужб. В последнее время между турецким правительством и Германией идет самая настоящая информационно-пропагандистская война. В этой войне Анкара обвиняет Берлин в поддержке Рабочей партии Курдистана (РПК) и оппозиционного движения FETO, в поставках оружия курдам, содействии сторонникам Гюлена в организации спекуляций на фондовом рынке, а также в шпионской и подрывной деятельности разведки ФРГ (БНД) в Турции. В свою очередь, Берлин обвиняет правительство Эрдогана в отправке исламистов в Германию и подрывной работе турецкой военной разведки МИТ на немецкой территории. Ряд турецких аналитиков сегодня считают, что покушение на посла РФ в Анкаре может быть одним из результатов гибридной германо-турецкой войны, провокацией, организованной немецкими спецслужбами с помощью местных союзников.
Представляется, что версия о «немецком следе» в трагедии 19 декабря может быть поддержана влиятельными политиками в окружении президента Эрдогана. Тем более что некоторое время назад официальный советник президента Турции Йигит Булут, выступая на государственном телеканале ТРТ, публично заявил, что «при поддержке немецкого правительство БНД устраивает саботаж турецко-российских отношений».
Автор: Энгин Озер