Коронавирус и новая «холодна война»: кто выйдет победителем?

О противостоянии Китая с США, о том, как будет развиваться отношения этих стран дальше, рассказал в интервью Novayaepoxa.com эксперт по Ближнему Востоку, иранист Игорь Панкратенко.

— Как известно, сейчас в мире, особенно западные страны обвиняют Китай в том, что они не своевременно информировали ВОЗ, не правильно информировали мировое сообщество в проблеме с коронавирусом. Насколько данные обвинения соответствуют действительности? Насколько китайское руководство безответственно подошло к этой теме?

— В этой волне обвинений не хватает главного – доказательств, конкретных фактов. Вот есть реальность – Китай пандемию победил, то есть, и государство, и национальная система здравоохранения достойно прошли через это испытание. Значит, подошли к проблеме с максимальной ответственностью и сумели мобилизовать страну на решение этой проблемы. Заметьте, я не отрицаю того, что определенные ошибки на первом этапе, в течении нескольких дней вполне могли иметь место. Об этом же говорят и в Пекине, где сейчас ведется тщательное изучение произошедшего, ряд чиновников будут привлечены к ответственности за халатность – но все это не имеет тех размеров, о которых вопят в ряд антикитайски настроенных СМИ. Здесь скорее другое – стремление нажить политический капитал на трагедии, переложив ответственность за собственные ошибки, за провалы неолиберальных реформ в здравоохранении на Китай, одновременно опорочив его достижения.

— Кроме прочих обвинений западные страны намерены требовать у Китая материальные компенсации. Китай – это та страна, которая прогнется и будет платить эти компенсации?

— Пекин уже дает понять, что от мертвого осла уши эти страны получат, а не компенсацию. И от этой позиции отказываться не намерен ни при каких обстоятельствах. Кстати, в этой связи хотелось бы напомнить один исторический факт. Во время эпидемии «испанки» в 20-х годах прошлого века тоже обвиняли Китай. И только в начале 2000-х было установлено, что вирус пришел в мир с американского Среднего Запада. А тогда китайцев избивали, отнимали бизнес, насильственно депортировали – и что-то я не слышал, чтобы Запад за те события принес извинения и выплачивал компенсации пострадавшим. Поэтому еще раз повторю: если нет доказанных фактов, нет объективного и беспристрастного международного расследования, то все вопросы о репарациях с Китая за некую его «вину» — полный абсурд и пропагандистская кампания из арсенала психологической войны.

— Многие эксперты считают, что постпандемический период — это начало новой «Холодной войны» теперь уже против Китая. Китай готов к такому развитию событий?

— Нет, это не начало, а новый этап такой войны, который идет вот уже 10 лет. В Пекине это понимают, как понимают и то, что в дальнейшем все будет только обостряться. И соответствующим образом действуют. Но это – достаточно обширная тема, заслуживающая отдельного разговора.

— В этой сложной ситуации, на какой стороне окажется Россия, и как это будет влиять на Иран?

— Россия окажется на своей стороне, то есть, будет искать свою выгоду в этом противостоянии. Что же касается Ирана, то здесь несколько сложнее. В период пандемии в самой Исламской республике связи Тегерана с Пекином несколько окрепли. В Вашингтоне это воспринимают с тревогой, а потому приложат максимум усилий, чтобы между Ираном и Китаем не возник альянс, который мог бы доставить США достаточно много хлопот в регионе.

Анар Гусейнов