Кому поверит Турция?

Вне зависимости от итогов предстоящих выборов Турция обречена на изменения, которые вдохнут в жизнь страны струю определенности. Это хорошо понимают основные участники гонки, к которой наблюдается зашкаливающий интерес и внешних сил.

Старому свету, столкнувшемуся с турецкой твердыней, небезразлично, как будет позиционировать Анкара в будущем, насколько изменится тональность диалога с Брюсселем, который вдоволь натерпелся. Досталось переживаний и нервов самой Турции от болезненной притирки последних лет, в результате чего ни один из базовых вопросов диалога так и не сдвинулся с мертвой точки.

Есть большие ожидания, что после избирательной кампании Анкара развернется в сторону гибкости и сговорчивости, хотя скептики предрекают обратное. Судьбу общенационального волеизъявления должен решить среднестатистический избиратель, и, конечно же, социально уязвимый срез, который за последние годы численно увеличился. Представителям этой категории не терпится застать позитивные перемены, с помощью которых, наконец, удастся взять под контроль угрожающее поведение национальной валюты, оседлать безработицу с веерным повышением цен на товары.

Тон в диалоге с избирательной массой задает Реджеп Эрдоган, которому в решительности не откажешь. Его основные оппоненты тоже не отстают в настойчивости, благо, им есть к чему апеллировать. Увязывая острые проблемы последнего трехлетия с провальными решениями правительства, конкуренты выставляют локомотивную роль правящей «АК-парти» в неблаговидном свете, рассчитывая на выручку протестного электората.

Ситуация такова, что даже в ближайшем окружении Эрдогана мало кто верит на безоговорочную победу «АК-парти», если речь идет о парламентской гонке. На данный момент жизненно важным для сторонников президента должна стать мобилизация сил ради главной победы, которая предрешит судьбу нового главы государства. Блочный подход к решению выборных дилемм оставляет за оппозицией реальные шансы на успех.

Выдвиженцы Народно-республиканской партии из блока трех в лице последователей партии Ататюрка, «Ийи-парти» (хорошая партия) и партии «Саадат» могут попортить кровь нынешнему лидеру. Однако противникам действующего главы государства улыбнется удача в случае, если судьбу президентства придется решать со второй попытки. Эрдогану, как воздух, нужен результат 50%+1 голос.

Меняющаяся внутриполитическая конъюнктура позволяет лидеру поддерживать самообладание, хотя борьба обещает быть жаркой. Чем же выстреливает по позициям оппонентов Эрдоган?

Он, как и подобает креативному политику, не только держит руку на спусковом крючке, но и время от времени выстреливает в цели. Умение искусно обращаться с имеющимся боекомплектом позволяет ему щеголять дивидендами с международным звучанием. После череды сирийских провалов это обретает решающее значение.

Большим электоральным подспорьем для него стало открытие Южного газового коридора (ЮГК) в Эскишехире, куда несколькими днями ранее прибыли азербайджанский лидер Ильхам Алиев, сербский президент Александр Вучич, украинский глава Петр Порошенко и другие заметные персоны. Церемония ввода в действие крупного инфраструктурного проекта возымел большой резонанс, дав много пищи на предмет настроенности страны на интенсификацию интеграции. Этот вектор эрдогановской политики по-прежнему имеет колоссальный эффект на национальный электорат. Однако на фоне растущей безработицы и снижения инвестиционной активности бизнеса президент вынужден не только обещать, но и готовить новый деловой всплеск. Потому главный акцент делается на фактор стабильно растущих деловых отношений со странами тюркского мира, Восточной Европы, а также с субъектами ШОС и другими.

Фактор Азербайджана, как свидетельствуют данные последних опросов, играет несущую роль в политике лидера «АК-Парти», доказывая, что союзничество с испытанными друзьями обещает взаимопонимание на платформе общих деловых и геополитических интересов. Раз так, то это обещает приток дивидендов в социально-экономическую сферу страны.

После попытки переворота (июль 2016 г.) политическая элита Турции была вынуждена заняться неотложными вопросами внутренней стабильности, и это заметно повлияло на состояние экономики. Чтобы вернуть все на круги своя, правящей партии нужны убедительные аргументы. Они имеются, и с их помощью мнение еще не определившихся граждан конвертируется в реальный политический капитал.

Эрдоган, поменяв время избирательной кампании, решил одним боезарядом сбить несколько целей. Он смог навязать оппонентам невыгодные условия выборной борьбы, сыграл на опережение в свете продолжающегося экономического спада, наконец, сфокусировал внимание общества на мега проектах наподобие ЮГК, «Турецкого потока», третьего аэропорта Стамбула, обводной трансконтинентальной дороги, что должна соединить Мраморное и Черное моря и других.

Прагматизм накладывает ответственность продолжать все, что приносит успех. Турция фактически стала газовым хабом у порога Европы, и в этом прорыве трудно отказать Эрдогану в поддержке. Его дальновидная политика оказалась состоятельной, а заслуги — неоспоримы. На магистральном интеграционном направлении сам Бог велит следовать успешному курсу, который еще больше сблизит Турцию с Азербайджаном, Грузией, Россией и другими странами. Прок от сотрудничества заметно усилит потенциал страны, как лидера Западной Евразии.

Турция ждет своего сильного лидера, и она его получит. Будет ли это Реджеп Эрдоган, Муххаррем Инджи или Мераль Акшенер, пока не известно. Намного важно, что все номинанты обещают избирателям высокую социальную мобильность, чем та, что на сегодня есть. Именно Эрдоган задал высокую планку, а конкуренты громко заявляют о способности поддержать модный и ответственный тренд. Кому больше поверили рядовые избиратели, станет ясно уже в считанные дни.

Тофик Аббасов, специально для Novayaepoxa.Com