Урегулирование кипрского кризиса, геополитическую ситуацию вокруг острова обсудили с кипрским политологом, президентом Попечительского Совета при Университете Кипр Салманом Арсланбашом.
— Для урегулирования кипрского кризиса практически использованы все способы, которые применялись на мировой практике, но несмотря на это, до сих пор не удалось решить эту проблему. Ситуация всем известна — военное присутствие Турции на острове, колонизаторская политика Британии и зависимость Греции от внешних игроков в политическим и экономическом смысле. По-вашему, что является главным препятствием на пути к разрешению этого конфликта?
— Главными препятствиями на пути к урегулированию данного конфликта являются:
а) Греческое лобби и его давление на правительство США относительно того, что весь остров Кипр должен принадлежать грекам киприотам;
в) Если ортодоксальные греки станут единоличными хозяевами острова, то весь регион окажется под влиянием России;
с) Англо-саксонская политика Лондона и Вашингтона — стремление США и Англии держать под своим протекторатом углеводородные запасы Кипра и Восточно-Средиземноморскую экономическую зону;
— Бытует и другое мнение о том, что совсем наоборот, США и Британия в свое время не поделили Кипр и в итоге остров разделился на две части. Каковы главные причины возникновения турецко-греческого конфликта на острове? Может ли это быть результатом конфликта США и Британии?
— Английская колонизаторская политика привела к тому, что начиная с 1957-го года на острове возникла Кипрская Республика с конституцией, написанной в Лондоне и этот процесс завершился в 1960-ом году. А причиной вспышки конфликта между греками и турками являлась объявленная греками в 1794-ом году Megalo İdea — «Büyük Fikir» — Великая идея о том, что Кипр полностью должен принадлежать грекам и попытки греческих националистов создать Эллинская Империю, то есть, воссоздать Византию в её прежних границах — все территории, которые входили в состав этой исчезнувшей империи. После актуализации этой идеи усилились давления на турков-киприот и греки с поддержкой англичан приступили к дискриминационной политике в отношении турок.
— На данный момент за греческим Кипром стоит Лондон. Все переговоры, проходившие между турецкой и греческой сторонами острова проходит под пристальным вниманием британского МИД-а. Южный Кипр — английская колония и собственность королевы. Как вы думаете, после «Brexit» позиция Евросоюза в отношении Кипра изменится или нет?
— Интерес Англии к Кипру появился после публикации доклада офицера британской армии капитана Бенжамина де Исраэли в 1834 году. Доклад охватывал весь Ближний Восток, и в нем четко говорилось, что если кто-то хочет завладеть всем Ближним Востоком, то должен в первую очередь завладеть Кипром. Эти слова стали главными в новой ближневосточной стратегии Британии и до сих пор королевство продолжает удерживать под своим контролем Кипр. Как мы знаем, муж Королевы Великобритании Елизаветы II, принц Филипп Маунтбеттен, герцог Эдинбургский, является греком по национальности и родился в Афинах.
Справка: Филипп — пятый ребёнок (и единственный сын) принца Андрея, сына короля Греции Георга I и младшего брата короля Константина I. Филипп с рождения носил титул принца Греческого и Датского. Отец его принадлежал к царствовавшему в Греции датскому дому Глюксбургов. Бабушка со стороны отца — Ольга Константиновна Романова, внучка Николая I. Мать Филиппа принцесса Алиса — из гессенского рода Баттенбергов, племянница последней российской императрицы Александры Фёдоровны и троюродная сестра Николая II.
Именно поэтому англо-саксское глубинное государство испытывает симпатию к Греции и грекам киприотам и во всех вопросах правительство её величества оказывает грекам всестороннюю помощь. Даже после Brexit страны ЕС не откажутся от богатых углеводородных запасов восточной части Средиземного моря. Напомним, что согласно Протоколу № 10, подписанному 1 мая 2004-го года, остров Кипр является территорией Евросоюза. Поэтому политика ЕС в отношении Кипра никогда не изменится.
— На данный момент, Британия на острове имеет две крупные военные базы и утверждает, что эти базы находятся на Кипре для того, чтобы обеспечить безопасность греков-киприот. Если бы вообще нога англосаксов не вступила бы на остров, сейчас какая ситуацию бы была в регионе?
— На Кипре сосредоточена крупная английская военная база, разделенная на две части. В Конституции Республики Кипр, принятой в 1960-ом году место, координаты, условия нахождения, цели и назначения этой базы четко изложены. Эти базы представляют из себя полностью автономные структуры, со своим аэродромом, военно-морским портом, системой связи и электрической станцией. Это по сути отдельное государство от Кипра главой которого является высокопоставленный английский генерал. Если бы не были англичане на острове, то Акротири была бы на территории греческого Кипра, а Декелия оказалась бы на территории Турецкой Республики Северного Кипра.
Справка: Акротири и Декелия — Akrotiri and Dhekelia — две британские военные базы на острове Кипр. Образуют заморскую территорию Великобритании, то есть находятся под её суверенитетом, но не входят в её состав.
— Временами, когда усилились давления на турецкий Кипр со стороны Греции и ЕС, Турция очень четко подчеркнула, что при необходимости сможет воссоединиться с ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра). По-вашему в каком случае Турция может прибегнуть к такому шагу?
— Ради безопасности своих южных берегов и провинций Южного Анадолу Турция вынуждена продолжить свое военное присутствие на севере Кипра. Если безопасность Турции и безопасность созданной Турцией Экономической зоны «Мунхасыр» окажется под военной угрозой третьих сил, то Анкара может прибегнуть к такому шагу и воссоединится с Северным Кипром. Повторяю, если возникнет такая угроза.
Беседовал: Кавказ Омаров