Об отношениях Турции и США на данном этапе, о том в каком русле они будут развиваться дальше, рассказал Novayaepoxa.Com эксперт по Ближнему Востоку Харун Сидоров.
— Дональд Трамп заявил о том, что сейчас США рассматривают варианты выдачи Гюлена Турции. С чем это связано, с историей с Кашогги, или же отношения Анкары и Вашингтона улучшаются?
— Трамп всегда заявлял, что для него во внешней политике на первом месте стоят прагматические американские интересы и не имеют значения никакие соображения, которые им мешают. Демократические идеалы, права человека, политическое убежище, по крайней мере, если речь не идет об американцах, и если они мешают выгодным отношениям с партнерами Америки, должны быть принесены в жертву последним, согласно философии Трампа. Однако надо понимать, что в США Трамп не способен единолично решать такие вопросы, последнее слово по которым в конечном счете принадлежит судебным инстанциям. Позиции Трампа в них в последнее время усиливаются, но неочевидно, что до такой степени, чтобы обеспечить подобное решение.
— Как в целом на сегодня можно оценивать отношения США и Турции?
— В последнее время наблюдается их нормализация, хотя и реалии современной мировой политики, и темпераменты лидеров обеих стран таковы, что это может кардинально измениться в один момент.
— В скором должно состоятся встреча президентов Турции и России. Как вы оцениваете отношения на данном этапе с учетом того, что Турция и США улучшили отношения?
— Российско-турецкие отношения, очевидно, вышли на стратегический партнерский уровень. Едва ли нормализация отношений с США как-то на это повлияет. Крен турецкой политики на Восток, по-видимому, имеет долгосрочный характер.
— В отличии от многих государств, сейчас Турция открыто также поддерживает Иран. Как вы считаете, не будет ли это камнем преткновения в отношениях с Вашингтоном?
— Да, как я отметил, темпераменты лидеров обоих государств — Турции и США являются фактором, который может оказать серьезное воздействие на развитие двухсторонних отношений. Для команды Трампа удушение Ирана санкциями превратилось в дело принципа, и если Анкара будет этому всерьез препятствовать, не исключено, что санкции в той или иной мере могут начать распространяться и на Турцию.
Анар Гусейнов