Казахстанский эксперт: «Талибы хотят сделать из Афганистана мононациональное пуштунское государство»

На вопросы Информационно-аналитического портала Novayaepoxa.Com отвечает известный казахский писатель, эксперт и общественный деятель Мади Раимов:

— Давайте сперва поговорим о внутриполитической ситуации в Казахстане… Что изменилось с момента избрания Токаева главой страны? По-вашему, Казахстану удалось сохранить свое влияние в мировой региональной политике? Ведь личный авторитет и популярность Назарбаева ни у кого не вызывает сомнений…

— Изменилось многое. Как бы ни критиковали власть, она семимильными шагами оправдывает свой лозунг слышащего государства. Просто народу уже мало того, что делает государство. В этом и проблема, государство не поспевает за потребностью своего народа. Казахстан при Токаеве сохранил свое влияния, это видно по многим его действиям. Недавний кыргызско-таджикский конфликт, где Токаеву пришлось своим звонком и визитом урегулировать данную проблему. Сейчас возникает угроза с Афганистана. Как ключевой игрок в Центральной Азии, Казахстану придется брать многое на себя. Токаев еще покажет себя, как независимый лидер. Он очень прагматичен.

— Пандемию и связанный с ней социально-экономический кризис ощутил каждый на своем заработке, зарплате и доходах. Как пандемия повлияла на экономику Казахстана?

— Пандемия пошатнула экономику Казахстана, но не сломила. Она научила народ, да и весь бизнес переориентироваться. Правда кто-то смог, а кто-то потонул в этой пучине. Люди перестали жить не по средствам, а научились считать лишнюю копейку. Это хороший урок на беспечность людей и в целом Казахстана. Государство перестало тратить народные деньги на разные проекты.

— Вы писатель и являетесь автором ряда книг, очерков, статей и публикаций. Как отразились на вашем творчестве карантинный режим и ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса? Ведь у людей второй год уже большое количество времени, чтобы спокойно заниматься творчеством, сидеть, писать, рисовать…

— Как ни странно, пандемия на меня повлияла не плохо. Во время пандемии была издана книга об Азербайджане «Тюрки южного Кавказа», допечатан новый экземпляр моего романа «Молитва». Ну и скоро выходит новая книга «Хранитель». Пандемия повлияла на покупку моих книг, люди начали больше заказывать. Дома во время пандемии, что делать? Только читать. Заказывают не только из Казахстана, но и из России, Германии, Франции и Украины.

— Вы неплохо знаете кавказский регион. Неоднократно бывали на Кавказе и посвятили Азербайджану и его истории книги. Что можете сказать по поводу карабахского конфликта, который спустя почти 30 лет Баку решил силой своей армии?

— Это правильное решения, что Азербайджан так поступил. Иногда агрессоры понимают только силу. Самое удивительное в этом, что Азербайджан после первой Карабахской войны извлек урок, поняв причину поражения. Объединив народ вокруг одной цели — возвращение Карабаха, и оснастив армию самым современным вооружением, президент Азербайджана добился своей цели. Не каждому ведь дано при жизни увидеть освобожденной свою землю, захваченную агрессорами. Так, что это историческое событие.

— Армяне обвиняют Россию и союзников по ЕАЭС и ОДКБ – куда входит и Казахстан – в бездействии. По логике армян, Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан должны были на их стороне вступить в войну против Азербайджана. Что можете сказать по этому поводу?

— Ну в первую очередь Азербайджан не нападал на суверенную территорию Армения. А совершил контртеррористическую операцию против захватчиков на своей территории, признанной ООН. Кстати, сама же Армения не признала захваченный Карабах своей территорией за эти 26 лет. Так, о каком вторжении в Армению можно говорить? Азербайджан освободил свои земли. Тут еще не надо забывать, что Казахстан и Кыргызстан входят в Тюркский союз, и они еще подумают, кому помогать. Тем более, Казахстан четко уже сказал свою позицию заявив, что признает территориальную целостность братского Азербайджана.

— Как человек, знакомый с геополитикой Центральной Азии, как вы можете прокомментировать недавние столкновения на границе Таджикистана и Кыргызстана, и каким внешним силам это может быть выгодно?

— Каждый долго правящий правитель понимает, чтобы удержаться у власти ему нужна меленькая победоносная война. Ну как правитель с манией величия, как Таджикский глава, подумал о том же, и решил поиграть мускулами не на Афганистане, народ, который уже более ста лет искушен в войне, а на Кыргызстане — ослабленном, раздираемом противоречиями среди кланов, и в финансовом крахе. Но данная авантюра для таджикских властей стала пирровой. Они не подумали о том, что если на Таджикистан нападут талибы из Афганистана, то Кыргызстан имеет моральное право напасть им в спину. Я в этой авантюре не вижу внешних сил.

— Афганистан – больная точка среднеазиатских государств, откуда многие ожидают угрозу своей нацбезопасности. Чем грозит всему центрально-азиатскому региону реванш Талибана спустя столько лет? Конкретно, Казахстану есть чего опасаться?

— Афганистан многонациональное государство, там проживают узбеки, таджики, туркмены, хазарейцы и другие мелкие народы. Самым крупным этносом Афганистана — это пуштуны. Движение талибов состоит более 90% пуштунов. Они хотят сделать из Афганистана мононациональное пуштунское государство, где в основном будут править только пуштуны. Тихо и методично уничтожая другие нации, под моделью «Исламское государство», Талибан хочет именно пуштунизацию страны. Вооруженной угрозы на Центральную Азию я не вижу, так как это талибам не нужно. Но вот идеологии, которую они несут, надо опасться. Это будет бичом для центральноазиатских государств. Что они зальют в голову нашей молодежи, которые будут стремиться ухать туда, позже с гремучей идеологической смесью будут возвращаться на свою историческую родину. Время показывает, что мы пока не нашли от этой идеологии прививку и вряд ли в ближайшем будущем найдем. В этом и вся трагедия.

Беседовал: Кавказ Омаров