Не зная прошлого, не познать будущего…
Казахстан! С чем ассоциируется это слово у большинства людей? Бескрайние просторы Великой степи, на которых живут вольнолюбивые кочевники, играющие в кокпар — своеобразный симбиоз скачек, борьбы и игры? Огромный комплекс по запуску ракет, первый и крупнейший космодром мира Байконур? Знаменитый казахский бешбармак и Алматинские яблоки сорта апорт? Или тот факт, что страна по своей площади занимает девятое место в мире?
Вопросов у человека, который никогда не бывал в Казахстане, возникает много. Но лучший способ найти ответы – это отправиться туда и увидеть всё своими глазами. Ведь даже для меня, будучи наслышанном о братском Казахстане, посещение этой удивительной страны позволило ближе узнать этот гостеприимный народ, проникнуться его культурой, по-настоящему открыть для себя этот самобытный край, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Это народ с богатым культурно-историческим наследием, обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.
Несмотря на обилие природных ресурсов и уникальность ландшафтов, думаю, главным богатством Казахстана являются именно люди, населяющие этот живописный край, чья душа столь же широка, как бескрайняя степь, а горячее казахское гостеприимство способно согреть друзей даже в морозную зиму. Настоящий казах способен преодолеть не одну сотню километров ради одной встречи с другом, в чем мне удалось убедиться на собственном примере, побывав в Астане. А теперь обо всём по порядку.
Архитектура столицы Казахстана: симбиоз Востока и Запада
Моё знакомство с Казахстаном началось с осмотра главных достопримечательностей Астаны, где почти три десятилетия назад был обычный пустырь, взор окидывал только бескрайность казахстанской степи, а теперь красуется модный, ультрасовременный, четко спроектированный город. В столице Казахстана был сконструирован целый ряд оригинальных зданий, созданных по проектам всемирно известных архитекторов, количество которых продолжает увеличиваться.
Примечательно, что при разработке архитектурной концепции столицы за основу взяли идею о формировании в городе особого евразийского стиля, гармонично сочетающего культурные традиции Запада и Востока.
Приятно видеть, что даже во время сооружений футуристических проектов казахи не забывают о своих корнях, истории и традициях, стараясь показать в архитектуре элементы своей культуры в сочетании с инновационными элементами. И таких примеров, когда в современном зодчестве используется национальный колорит, включая орнаменты, элементы восточной архитектуры и берут за основу древние легенды/сказания вольнолюбивых кочевников Великой степи в столице Казахстана достаточно много.
Один из ярчайших примеров – это сочетающий в себе элементы традиционной кочевой культуры «Хан-Шатыр», прозванный огромной юртой, — крупный торгово-развлекательный центр, самый большой шатер в мире, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса и в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style.
Сюда можно отнести также главную достопримечательность Астаны – «Байтерек», здание, ставшее визитной карточкой города, каждый элемент которого имеет символический характер. В центре панорамного зала я увидел деревянный глобус с автографами представителей 17 религий Мира, символизирующий единство всех религий, ведь Казахстан и Азербайджан – это две страны, славящиеся своей толерантностью, где представители всех религиозных конфессий и самые разные национальности живут в мире и согласии.
Меня поразил тот факт, что, разрабатывая концепцию будущего здания, идейной основой стала древняя казахская легенда о священной птице Самрук, откладывающей яйца на древе мироздания. Футуристическая башня символизирует мировое древо из древних сказаний вольнолюбивых кочевников. Смотря на «Байтерек», поражаешься его выверенными геометрическими пропорциями и уникальной фотогеничностью, ведь здание гармонично смотрится на фоне городского пейзажа и становится главным элементом всех снимков, сделанных в центре казахстанской столицы.
Увидев Национальный архив РК, меня приятно удивило, что архитекторы вышли за рамки строительства стандартного административного здания. Основа концепции проекта заключалась в идее зарождения жизни. Дело в том, что куполообразная форма в восточном стиле из-за сходства прозвана в народе «яйцом». Главный же административный корпус Госархива выстроен в европейском стиле и гармонично дополняет общий комплекс архитектурного ансамбля.
И таких примеров, когда национальные особенности культуры сочетаются с инновационными технологиями, в Казахстане достаточно много. Это прослеживается в разных сферах, но в данном случае мы затронули именно архитектуру казахстанской столицы.
Национальный музей РК: любовь и уважение к своей истории
Более подробно ознакомиться с историей Казахстана, жизнью и традициями кочевников, богатым историческим наследием казахского народа мне позволил визит в Национальный музей РК, в оформлении фасада которого были использованы национальные казахские орнаменты. Здесь хранятся бесценные артефакты, составляющие его основной фонд. В центральном атриуме меня поразил золотой орёл, парящий под солнцем, который каждые полтора часа «облетает» обширную казахскую землю и машет крыльями.
Осмотрев главные залы музея в сопровождении гида, подробно рассказавшего о разных этапах истории Казахстана, моё внимание привлекли два Зала золота — гордость Национального музея, представляющие собой настоящую сокровищницу. Основным экспонатом Залов является знаменитый «Золотой человек», который вместе с казахской выставкой «побывал» в Музее истории Азербайджана в 2018 году, после чего сакский вождь продолжил своё «Мировое турне». Любовь и бережное отношение к истории – это ещё одна особенность, объединяющая наши народы.
Международная тюркская академия и интеграция тюркских народов
Во время моей поездки в Астану запомнившимися для меня стали знакомства с Дарханом Кыдырали, на тот момент занимавшим пост президента Международной тюркской академии, а ныне являющимся Министром информации и общественного развития РК, историком, редактором портала «История Казахстана» Арманом Сулейменовым и другими яркими представителями казахской интеллигенции и Тюркского мира.
В процессе нашей беседы я узнал о многогранной деятельности Тюркской академии, цель которой заключается в координировании и содействии научным исследованиям об истории Тюркского мира, изучении тюркского языка и литературы, культуры и т.д. Внимательно следя за работой академии на протяжении нескольких лет, я убедился, что она достойно выполняет свою миссию, активно занимаясь изданием книг и журналов, проведением научно-исследовательской работы, организацией международных конференций и форумов для ученых тюркских стран, научной работой по тюркологии и др.
Наследие Абая и его ценность для всего Тюркского мира
В Азербайджане с большим почтением и интересом относятся к личности и творчеству Абая Кунанбаева — выдающегося казахского поэта, писателя, мыслителя, композитора, основоположника современной казахской письменной литературы, первопроходца в деле формирования казахского литературного языка, реформатора казахской культуры и общественного деятеля, вошедшего в историю как великий просветитель, стремившийся улучшить жизнь своего народа за счет образования, будучи олицетворением духовной и нравственной культуры.
Творчество поэта, включающее стихи, поэмы и философские эссе, в которых он затрагивал как злободневные для его времени вопросы, так и вечные темы, можно по праву отнести к бесценной сокровищнице мировой литературы.
Особой ценностью обладают «Слова назидания» (Абайдың қара сөздері) – послание Абая будущим поколениям, которое не теряет своей актуальности и сегодня. Будучи сторонником прогресса и постоянного развития, основой которого он называл науку и образование, Абай в Словах назидания (38-е слово) писал: «Наука постигается не для того, чтобы с ее помощью нажить богатство. Наоборот, богатство должно служить развитию науки. Знание и ремесло – вот настоящее богатство. Процесс овладения знаниями или искусством какого-нибудь ремесла – высшее благо».
В январе 2020 года к 175-летию Абая вышла в свет статья Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке», в которой глава государства поделился своими мыслями о личности Абая, значении его наследия для казахстанцев. «Если хотим видеть своих граждан образованными и просвещенными, то мы не должны переставать изучать труды Абая. Мы должны любить свой народ так же, как Абай», – отметил президент, особо подчеркнув, что наследие Абая служит формированию нового качества казахской нации, а произведения поэта помогают воспитать чувство патриотизма и любви к Родине, своему народу и земле.
Примечательно, что с 2011 г. в Баку при БГУ действует Центр казахского языка, истории и культуры имени Абая Кунанбаева, цель которого оказание содействия в развитии культурного и социального сотрудничества между Азербайджаном и Казахстаном, предоставление возможности всем желающим ближе познакомиться с казахской культурой.
В 2020-ом году, когда празднования 175-летнего юбилея казахстанского классика вышли далеко за пределы Казахстана, в Азербайджане также поддержали литературную эстафету (поэтический челлендж), направленную на популяризацию наследия великого мыслителя, в рамках которой наши соотечественники декламировали его произведения и передавали эстафету своим коллегам и друзьям.
Отрадно, что одна из улиц города Баку носит имя Абая, где также установлен его барельеф как символ дружбы двух народов и было бы прекрасно, если бы в азербайджанской столице увековечили память этой легендарной личности в виде памятника, ведь Абай Кунанбаев — это гордость не только Казахстана, но и всего Тюркского мира. Философское наследие Абая, отражающее актуальные по сей день общечеловеческие ценности, изучается во многих странах мира. Поэтому казахский мыслитель по праву считается личностью мирового значения, думающий и о своем народе, и о всей Вселенной.
Казахский кинематограф и фильмы на патриотическую тему
После моего первого визита в Астану я стал больше интересоваться казахской культурой, и, конечно, мне захотелось узнать, чем живет казахский кинематограф. Будучи любителем исторического кино, я нашел фильмы, которые сразу привлекли моё внимание.
Мне довелось посмотреть несколько кинокартин талантливого казахстанского режиссера Акана Сатаева. Среди них историческая драма «Томирис» о царице – женщине, матери и великой правительнице, которая возглавила и объединила сакские племена. В фильме множество батальных сцен, скачек на лошадях, битв на мечах, в которых активное участие приняли и азербайджанские каскадеры.
Другой кинокартиной вышеупомянутого режиссера, просмотренной мной, стал фильм «Войско Мын Бала» — историческая драма, в центре сюжета которой борьба казахского народа с воинами-завоевателями джунгарами в переломную эпоху казахской истории, когда в кровопролитной войне с захватчиками единство казахского народа и героизм становятся решающей силой на пути к обретению свободы. По сюжету в этой жестокой борьбе, наравне со взрослыми, на защиту родной земли встают воины-юноши во главе с отважным Сартаем. Его легендарное войско, известное как «Мың бала», вступает в неравный бой с противником и меняет ход войны.
Не могу не упомянуть еще одну интересную работу А.Сатаева — кинокартину «Дорога к матери», рассказывающую о силе материнской любви, которая помогла главному герою справиться с ударами судьбы. Он демонстрирует невероятную стойкость духа, мужество, патриотизм и небывалую самоотверженность. Данную кинокартину можно назвать посвящением всем матерям, бесконечная любовь которых помогает детям преодолевать трудности и другие препятствия, возникающие на нашем тернистом пути. Эти фильмы на историческую тематику, снятые по заказу министерства культуры и спорта Казахстана, произвели на меня большое впечатление.
Я был очень рад встретиться и лично познакомиться с Аканом Сатаевым, и, конечно, поделиться с ним своими впечатлениями от снятых им кинокартинах. Это случилось на XIII Ташкентском международном кинофестивале «Жемчужина шёлкового пути» в 2021 году. К слову, его фильм «Дорога к матери» открыл «Дни казахстанского кино», которые прошли в Узбекском национальном академическом драматическом театре.
Другой интересной встречей, которая также состоялась на кинофестивале в Ташкенте, стало знакомство с известным режиссером, сценаристом и продюсером Тимуром Бекмамбетовым, который совместно с Агентством кинематографии Узбекистана снимает мультипликационный фильм «Ходжа Насреддин». Приятно, что казахстанские режиссеры обращаются к столь интересным персонажам, имеющимся в фольклоре разных стран, включая Азербайджан, и снимают не только фильмы, но и мультфильмы, чтобы просвещать молодое поколения, в увлекательной манере рассказывая им о притчах и приключениях остроумного Моллы Насреддина.
Или работа молодого казахстанского режиссера Ивана Ардашева — анимационный фильм «Кенже кыз», который мне удалось посмотреть в рамках Дней казахстанского кино, прошедших в Баку в декабре 2022 года. Фильм впечатлил не только сюжетом и графикой, но в первую очередь использованием автором элементов казахской культуры и национального колорита в сочетании с современными технологиями, идя в ногу со временем.
Продолжая тему исторического кино, хочу особенно отметить фильмы «Казахское ханство. «Алмазный меч» и «Казахское ханство. Золотой трон» режиссёра Рустема Абдрашева, снятые по заказу министерства культуры и спорта РК, показывающие историю борьбы за Великую степь и становление казахской государственности. Историческая драма основана на трилогии известного казахского писателя Ильяса Есенберлина «Кочевники».
Отрадно, что в Казахстане снимают столь интересные исторические фильмы, обращаясь к таким темам, как любовь к Родине, своему народу, языку, обычаям и традициям, воспитывающие силу духа и единение, затрагивающие темы государственности. Подобные кинокартины воспитывают молодое поколение в духе патриотизма, чтобы молодежь знала свою историю, помнила свои корни, твердо стояла на ногах и гордилась своей национальной идентичностью.
Любовь к искусству: национальная опера и музыкальные инструменты
Во время одного из моих визитов в Казахстан состоялось мое посещение роскошного театра оперы и балета «Астана Опера», открытого в 2013 году и построенного с учётом лучших классических традиций мирового зодчества. При этом в архитектуре театра подчеркнут казахский национальный колорит, а его техническое оснащение отвечает мировым стандартам, в чём мне удалось убедиться во время экскурсии по театру, устроенной для меня представителями пресс-службы. Здание поражает своей изысканностью, репертуар отличается разнообразием, труппа – наличием казахстанских и всемирно известных артистов. Театр регулярно проводит масштабные фестивали, устраивает премьеры, пополняя свой богатый репертуар новыми оригинальными постановками. Побывав в различных театрах мира, включая Венскую оперу, Большой театр России, Королевский Альберт-холл, скажу, что, на мой взгляд, «Астана Опера» ничем не уступает лучшим театрам мира.
Примечательно, что при театре функционирует Международная оперная академия Astana Opera, которой нет аналогов в Казахстане. Её основная цель – способствовать высокому уровню и профессиональной подготовки молодых певцов не только Казахстана, но и всего евразийского пространства.
На сцене театра «Астана Опера», который в этом году отмечает 10-летний юбилей, регулярно ставятся шедевры казахской, например, «Абай», «Биржан-Сара», «Калкаман — Мамыр» и мировой оперы, балетные спектакли и др. Сложно описать наслаждение, полученное мной от оперы «Турандот» с участием заслуженного деятеля РК, примы столичного театра Жупар Габдулиной в заглавной партии, восторженные эпитеты в адрес которой я выразил ей уже после завершения спектакля во время приятной беседы. Думаю, в будущем мне удастся вживую посмотреть ярчайшие образцы казахского национального оперного искусства.
Важным событием в культурной жизни азербайджанской столицы стали гастроли в Баку театра «Астана Опера», которые состоялись в декабре 2022 года. Казахстанским артистам удалось сорвать бурные овации искушенной бакинской публики.
После концерта мне довелось не только пообщаться с артистами, выразить им свое восхищение и поздравить с удачными гастролями в Баку, но и лично познакомиться с замдиректора по международным отношениям, маркетингу и коммуникациям театра «Астана Опера» Айжан Курмангалиевой и директором театра, заслуженным деятелем РК Галымом Ахмедьяровым.
Особый интерес у публики вызвало исполнение произведений именно казахстанских национальных композиторов, как например популярная ария Айдара из знаменитой оперы «Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди — «Айттым сәлем, Қаламқас», которую в Баку представил заслуженный деятель Казахстана Медет Чотабаев. Казахстанские артисты исполняли один музыкальный номер за другим, получая заслуженные аплодисменты, но один момент стал приятным сюрпризом для зрителей, когда дирижер театра «Астана Опера», кавалер ордена «Курмет» Руслан Баймурзин предстал в другом амплуа – взял домбру и продемонстрировал виртуозную игру и мастерское владение казахским национальным музыкальным инструментом. Восторг, продолжительные аплодисменты и крики «Браво!» стали ответом бакинской публики на выступление музыканта.
Здесь стоит отметить, что домбра – это культурное достояние казахского народа, ведь этот струнный щипковый музыкальный инструмент на протяжении веков помогал казахам выражать мысли и переживания, раскрывал душу народа. Большой популярностью в Казахстане пользуются айтысы — импровизированные состязания двух акынов, форма устной казахской народной песенной поэзии, когда песня-импровизация в форме диалога исполняется под аккомпанемент домбры. В этом культурные особенности азербайджанского и казахского народов перекликаются, ведь у нас в Азербайджане не меньшей популярностью пользуется музыкально-поэтическое творчество ашугов, а также проводятся песни-состязания с участием сразу нескольких исполнителей. Ашуг – это народный певец-сказитель, аккомпанирующий себе на сазе, слагающий стихи экспромтом и выступающий на различных праздниках и меджлисах. Обладание тонким чувством юмора и актерским мастерством позволяет ашугу превратить свое выступление в музыкальный мини-спектакль.
Подчеркивая важность домбры для казахов, стоит отметить, что в Казахстане с 2018 года ежегодно отмечают День домбры – этого культового для народа инструмента, значимость которого отметил глава государства Касым-Жомарт Токаев, поздравляя казахстанцев с этим праздником 3 июля 2022 г.
«Домбра является истинным талисманом и оберегом нашей нации. Ее мелодии близки и знакомы каждому из нас, ведь казахи и домбра неотделимы друг от друга. Недаром академик Ахмет Жубанов говорил: «Домбра – это древняя летопись кочевого народа». В струнах этого священного музыкального инструмента сокрыта сокровенная суть нашей нации. Наш народ и домбра связаны навеки, поскольку из поколения в поколение через искусство кюя передается дух свободы. Пусть домбра всегда занимает самое почетное место в каждом доме!»
Говоря о домбре, невозможно не отметить человека, оказавшего большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры – выдающегося казахского кюйши-композитора, народного музыканта, разностороннего исполнителя на домбре, автора кюев Курмангазы Сагырбайулы, 200-летие которого в этом году отмечают в Казахстане. В его музыке отразились размышления о жизни, яркие зарисовки казахской степи и истории казахского народа XIX века, думы народа о свободе и независимости, любовь к своей земле.
Вершиной творчества Курмангазы, обладавшего собственным исполнительским стилем, считается кюй «Сары-Арка» («Широкая степь»). Слушая это произведение, представляешь табун вольнолюбивых скакунов, словно ветер рассекающих просторы Великой степи…
Примечательно, что одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбайулы является заслуженный коллектив РК Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный в его честь.
Говоря о всестороннем развитии отношений между нашими странами, включая сферу культуры, стоит подчеркнуть, что во время визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан в апреле текущего года, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что была достигнута договоренность о проведении декад культур двух стран.
По словам лидера Казахстана, еще одним ярким свидетельством искренней дружбы и взаимной поддержки наших стран является дар казахского народа Азербайджану – Центр детского творчества имени Курмангазы в городе Физули.
Президент Ильхам Алиев поблагодарил Касым-Жомарта Токаева за решение о строительстве Центра детского творчества имени Курмангазы в освобожденном Карабахе, отметив, что это будет хорошим символом дружбы и братства наших народов.
Дань уважения великим личностям: памятник лидерам движения «Алаш»
Здесь хотелось бы отметить внимание, которое уделяет руководство страны истории и выдающимся личностям, оставившим в ней неизгладимый след.
Один из наиболее ярких примеров – установление памятника лидерам общественно-политического национально-освободительного движения «Алаш»: журналисту и публицисту Ахмету Байтурсынову, лингвисту, поэту и переводчику Алихану Бокейханову и писателю Миржакипу Дулатову. Открытие памятника состоялось 4 июля 2021 г. в Астане.
Говоря о национальном самосознании, стоит отметить, что практически в это же время 28 мая 1918 года была провозглашена первая демократическая парламентская республика на мусульманском Востоке – Азербайджанская Демократическая Республика.
На открытии скульптурной композиции, созданной в честь лидеров движения «Алаш», Касым-Жомарт Токаев сказал: «Алихан – государственный деятель, возглавлявший правительство Алашорды. Ахмет – известный педагог, ставший духовным учителем нации. Миржакып – талантливый писатель, автор знаменитого стихотворения «Оян қазақ» и первого казахского романа, в котором получила воплощение идея национального единства. Все они – выдающиеся исторические личности. Этот памятник – дань уважения всем героям движения «Алаш».
Они внесли вклад в интеллектуальный подъем. «Львы Алаша», несмотря на трудности их времени, возродили идею государственности казахского народа. К сожалению, почти все они были объявлены врагами народа и стали жертвами репрессий. Их труды были уничтожены, и на протяжении многих лет было запрещено называть их имена. Однако наш народ смог восстановить имена своих великих сыновей. С каждым годом мы все больше осознаем значимость того, что они сделали. Их деяния никогда не потеряют своего значения, поскольку интересы своего народа, благополучие страны – это вечные ценности».
Открытие памятников знаковым личностям Казахстана наглядно демонстрирует целостную и системную работу по увековечиванию памяти выдающихся деятелей в истории развития страны.
Принимая во внимание вышеперечисленное, мне бы хотелось, чтобы о Казахстане узнало еще большее число людей, ведь он этого заслуживает, чтобы у представителей других культур и народностей, живущих в разных уголках света, возникло желание посетить эту удивительную страну. Моя цель – внести свой вклад в это благое дело — популяризацию этого уникального направления на туристической карте мира. Ведь туристический потенциал Казахстана огромен. Страна обладает уникальными возможностями для развития почти всех видов туризма, начиная с познавательного, связанного с посещением культурно-исторических объектов, до приключенческого и других активных видов туризма.
Рустам Гасымов,
редактор Информационно-аналитической онлайн газеты «Новая Эпоха»