На вопросы «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» отвечает казахский эксперт, известный писатель, автор книг «Последний оплот тюрков», «Тюрки Южного Кавказа», «Однажды в Грузии» и «Молитва» Мади Раимов:
— 9 июня текущего года состоятся внеочередные президентские выборы в Казахстане. Остался почти месяц. Как идет предвыборная кампания? Какую активность можно ожидать от граждан?
— Наверное, не побоюсь сказать, что эти выборы самые скучные. Практически не видно какой-то агитации. Кроме конечно идущего от власти кандидата Токаева. По городу видны агитационные листовки Токаева. И ни одной листовки других кандидатов. Думаю, что эти выборы будут самые низкие по посещаемости.
— У кого из кандидатов, по вашему личному мнению, больше шансов стать очередным главой Казахстана?
— Понятно, что победит действующий, второй президент Республики Казахстан господин Касым-Жомарт Токаев. Но если во время выборов не подрежут крылья оппозиционному кандидату Амиржану Косанову идущий от национал-патриотического движения «Ұлт тағдыры» (Судьба нации), то он может дать сильный отпор представителю власти. Протестное население будет голосовать именно за Косанова. Он главынй оппонент власти на данный момент.
— После переименования столицы Казахстана в Сети был созданы большой ажиотаж вокруг этой темы. Созданы несколько групп, развернута борьба за сохранение названия Астана отдельными активистами. Периодически активисты проводят пикеты и т.д. Как вы думаете, эти страсти накалялись именно из-за изменения названия столицы, или тайные силы зашевелились и рассчитывают оказать влияние на процесс и результаты президентских выборов, используя это?
— Версия, что раскачивают Казахстан определенные силы, конечно есть. Но и не надо забывать, что народ уже не тот, который был в 90-ые годы XX века, которые с открытым ртом молчал. Появилось новое поколение молодежи, получившие образование на Западе, молодежь- знающая не понаслышке, что такое свобода слова и демократия. Да, изменение названия столицы действительно стало катализатором последних общественно-политических событий. Если честно, тут даже враги не нужны. Власть сама же своими руками пилит сук на котором сидит.
— Повышенная активность наблюдается и среди диссидентов. В Сети всплывают множество материалов, в которых разные эксперты уже пытаются поставить результаты выборов под сомнения. На казахстанских выборах можно ожидать такого резкого поворота, который наблюдался на украинских выборах?
— Думаю, что нет. Как на Украине навряд ли получится. В первую очередь власть сильна, не такая шаткая и уязвимая как на Украине. При всей инертности власти, она откликается на разные вызовы, социальные взрывы, происходящие в стране. Возьмем к примеру, активная помощь многодетным матерям. Может быть не в том количестве, как ожидал народ, но все-таки, что-то делается, предпринимаются конкретные шаги со стороны правительства. Но есть и тревожные сигналы. А во-вторых, у оппозиции нет конкретного лидера, который мог бы противостоять власти и повести за собой протестный электорат.
— Есть мнение, что c «уходом» Назарбаева в стране ничего не изменилось и ничего не изменится даже после выборов, не зависимо от того, кто станет новым президентом страны, так как Элбасы продолжит управлять государством. Что можете сказать по этому поводу? Что даст Казахстану эти изменения методов управления государством?
— Я думаю, что будут изменения, но не в один миг, а в течении пяти лет будут происходить события, пойдут процессы, которые повлияют на будущее Казахстана. При всей аморфности Токаева, он не так прост, и он еще удивит многих. Одно из его сильных сторон то, что он ни с одним из внутривластных кланов в Казахстане тесно не связан, не замешан в коррупционные скандалы. Он уже начал менять многое, просто пока народ и общественность этого не замечают.
— Ожидается ли изменение в геополитическом векторе Казахстана после выборов, во внешней политике, или страна останется верной прежнему курсу — курс на Россию, на ЕАЭС и ОДКБ?
— Думаю практически ничего не измениться в отношении политики. Казахстан понимает, к чему приводят неверные шаги на примере Грузии и Украины. Резких шагов в какую-то сторону не будут. Токаев до распада СССР работал в МИДе СССР, работал посольстве СССР в Китае. Все это разумеется, говорит о многом, о том, что новый глава страны прекрасно знает тонкости дипломатической работы и чувствительные точки мировой политики.
— Во многих вопросах Азербайджан и Казахстан активно сотрудничают. В вопросе использования биоресурсов Каспия, в рамках крупных экономических проектов, региональной безопасности Баку и Астана являются стратегическими партнерами. Каким вы видите будущее этих отношений? Используется ли весь потенциал — исторические, культурные узы, которые связывают наши братские народы для сближения позиций и интеграции?
— Мы в первую очередь Братские народы, две важные части Великого Тюркского Эля. К сожалению не так тесно мы сотрудничаем с Азербайджаном. Казахстанцы мало знают о Карабахской ране на сердце Азербайджана. Мы должны более тесно общаться, друг с другом. Изучать глубже наши исторические и культурные корни. Переводить на азербайджанский и казахский языки произведения писателей двух народов. Может быть, создать на подобие Шенгенской визы, для иностранцев. Например, турист посетивший Азербайджан, мог бы автоматически и без проволочек прибыть и в Казахстане. Потенциала много, надо работать над всеми вариантами для углубления отношений и усиления интеграционных процессов.
Беседовал: Кавказ Омаров