В отношениях между Азербайджаном и Россией в последнее время наблюдается определенная прохладность. Особенно это наблюдается на фоне заявлений отдельных российских экспертов, парламентариев, а также сближения Москвы и пашиняновского Еревана, который недавно отправил в Сирию группу военных. А в это время, официальный Баку готовится подписать соглашения о стратегическом партнерстве с ЕС.
Об отношениях Азербайджана и России рассказал в интервью Novayaepoxa.Com российский эксперт по безопасности Григорий Трофимчук.
— В последнее время в российско-азербайджанские отношения не развиваются теми темпами, которые наблюдали ранее. Как вы их оцениваете?
— Повода для охлаждения, пусть даже относительного, российско-азербайджанских отношений в последние годы не было. Да, хотелось бы более активного их развития, однако это пожелание не отменяет того факта, что они по-прежнему находятся на своём историческом пике. Я уже не раз говорил, какие резервы следует здесь использовать – прежде всего, в экономике и, особенно, межрегиональном формате.
Ясно, что Азербайджану хотелось бы более активной позиции России по доведению переговорного процесса по Карабаху до конкретного результата, и что Баку не совсем доволен позицией Москвы. Однако здесь можно понять и Россию, которая в последнее время получила слишком много внешних проблем. Она теперь, что называется, «дует на воду». Тем не менее, удалось не допустить сваливания Карабаха в продолжение войны, и это тоже результат.
Да и в целом надо сказать, что развитие любых двусторонних и многосторонних отношений в мире сегодня резко замедлилось. В частности, мы видим, что происходит между такими партнёрами как США и Евросоюз. Поэтому российско-азербайджанские отношения, несмотря ни на что, находятся в позитивном поле.
— Президент Азербайджана в последнем своем интервью заявил о том, что политика Азербайджана несбалансированная, а исходит из своих национальных интересов, после чего в отношениях пошли определенное похолодание, считают некоторые эксперты. Насколько этот тезис верен?
— Политика любого государства исходит из своих национальных интересов, если это государство является суверенным. Именно это можно сказать о таких государствах как Азербайджан и Россия. Президент Ильхам Алиев, как нам известно, никогда не занимал какой-то иной позиции, чем та, о которой вы сказали, и всегда стоял на защите интересов Азербайджана, в том числе российско-азербайджанских отношений.
Поэтому было бы странно ставить ему такую линию поведения в упрёк. Никакого «похолодания» в наших отношениях такая позиция лидера Азербайджана вызвать, естественно, не может. Если смотреть на другие важные детали, они тоже свидетельствуют о доверительном характере наших отношений. Например, высокие военные представители РФ и США практически регулярно встречаются на бакинской переговорной площадке.
— Можно ли считать, что осуществление проекта ЮКГ. в определенной степени раздражает РФ?
— Безусловно, РФ регистрирует для себя этот факт, но не более того. Предъявлять по этому поводу какие-то претензии Азербайджану Москва, конечно, не будет, так как Советского Союза давно уже нет, и Азербайджан, точно так же, как и Россия, живёт, в том числе, за счёт экспорта своей продукции.
Ясно, что Запад при этом планирует ввести Азербайджан в ту транспортно-энергетическую цепь и сеть, которая постепенно будет исключать Россию из процессов снабжения газом Евросоюза. Однако Азербайджан точно так же отчётливо должен понимать, что после того как России сузят газотранспортные возможности, с самим Азербайджаном Запад начнёт говорить на совсем другом языке, и любые «партнёрские» формулировки здесь будут отброшены в сторону. Поэтому Азербайджан сегодня сам делает свой долгосрочный выбор.
Анар Гусейнов